Гороскоп        11.03.2024   

Воскресная школа ноев ковчег потоп. Воскресная школа "ковчег"

Молитва.

Мы с вами узнали про три больших истории из Библии: сотворение мира, грехопадение и всемирный потоп .

Давайте обратимся к этим историям.

(Слайды с заданиями для повторения)

Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет.

Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.

Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались.

Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 9, 18-29; гл. 10.

А теперь, ребята, я хочу узнать, как хорошо вы запомнили эти священные истории.

(Задание . Педагог раздаёт картинки, не содержащие библейский сюжет, а только косвенно на него намекающие. Детям предлагается подумать, иллюстрацией к какой истории эти картинки могли бы стать. Объясняют свой ответ).

Какие выводы мы можем почерпнуть из этих библейских историй?

(Возвращаемся с детьми к иллюстрациям. Беседуем. Пытаемся прийти к выводам, примерно следующим ниже).

· Бог есть любовь и Он хочет, чтобы всё живое узнало радость Его любви.

· Бог готов простить человека, но нужно действие покаяния со стороны человека.

· Бог даёт человеку возможность исправиться.

· Бог оберегает праведников.

· Очень важно послушание родителям. …

Аппликация – Виноградная гроздь.

Молитва.

Примечание : Текст беседы о жизни Ноя после потопа взят из учебника прот. Серафима (Слободского) «Закон Божий».

Предлагаем вашему вниманию цикл занятий с детьми по Ветхому Завету в воскресной школе при Свято-Вознесенском храме г. Тулы , который проводил заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии Валерий Отставных . Данный опыт может быть полезен учителям религиозной культуры при разработке программы и содержания занятий.

В мае 2011 г. завершился первый учебный год в нашей детской воскресной школе. Я вел Основы Православия для детей, курировал школу. Принципиально отверг и отвергаю школьные парты, «звонки на переменку» и оценки «за знания». В условиях обычного православного прихода это не работает, тем более, когда возраст детишек от 6 до 9 лет. Кто-то еще не привык к «урокам», а кто-то (И ЭТО ФАКТ!) успел от них устать.

У нас всё было построено на игре. Играя, мы постигали основы Православия (главная форма общения – беседа), рисовали (чаще всего то, о чем беседуем), лепили, занимались рукоделием, бисероплетением, пели немножко обиход и православные песенки, читали христианские фэнтэзи, смотрели назидательные мультики, ездили в паломничество, исповедовались и причащались. Естественно, что небольшой опыт общения с детьми на тему «Основы Православия» появился. С чего все началось?

Встал вопрос о «программе». О чем, в какой последовательности И КАК говорить детям?
Оказалось, что замечательный пилотный учебник ОПК о.Андрея Кураева не совсем подходит т.к. он очень культурологический. В нем принципиально нет библейской истории: от творения мира до праведников, пророков, Моисея и т.д.
Он намеренно подчеркивает именно этическую сторону христианской культуры. Да, о. Андрей объясняет некоторые культовые понятия: «храм», «икона», «причастие», «монастырь», но у автора я не нашел даже попыток дать определение Бога (прошу прощения, если определение, есть и я просто плохо смотрел). Кто-то может подумать, что это неважно, это слишком сложно: подрастет - поймет. У меня лично иная точка зрения и я укрепился в ней, когда попросил детей своими словами рассказать, кто для них Бог. Ответы привели меня в тихий ужас!
За основу пришлось взять всё тот же «золотой стандарт» - "Закон Божий" прот. Серафима Слободского. Книга Слободского хорошая, просто замечательная. По ней учатся дети в воскресных школах, по ней же сдают вступительные экзамены в православные богословские вузы доктора наук. Книга, действительно, для всей семьи. Хотя многие справедливо подчеркивают, что она изобилует изображениями как бы Бога-Отца на престоле славы. И у детей может, несмотря на текст, сложиться представление о том, что Бог- это «дедушка с бородой». Не совсем устраивает композиция. По крайней мере, в первой трети книги. В «Свойствах Бога», делается попытка дать определение, Кто такой Бог. Затем много сведений о церковной обрядовой жизни и потом только --продолжение истории падения и спасения человечества: Рай, грехопадение и т.д.
Здесь некая «скомканность» повествования абсолютно понятна. По идее, надо начать с определения, Кто такой Бог, потом объяснить, как можно доказать, что Он есть, затем о творении Богом мира «из ничего» и дальше всю историю рассказывать до воплощения Бога, до Господа Иисуса Христа. Но детям -то посещать храм, исповедоваться, причащаться, молиться НАДО СЕЙЧАС. Поэтому, не уйти никуда от параллельного рассказа о Боге, о Библейской истории мира, с одной стороны и,одновременно, о церковной обрядовой жизни, с другой. Дети, конечно, должны сразу знать, что такое молитва, пост, благословение, икона, храм, его устройство, исповедь, причастие, должны иметь пусть самое начальное представление о Христе, ведь именно Его Плотью и Кровью причащаются дети.
Самое трудным (но без этого нельзя) оказалось объяснить детям на понятном им языке, но без сюсюканий и профанаций темы беседы, Кто такой Бог, что такое духовная жизнь. Сложности возникали и могут возникнуть у всех при объяснении первых двух дней творения. Имею в виду «свет-энергию» и «твердь». Это не могут понять даже взрослые люди…Но объяснить надо. И в 10-ти заповедях я лично не употребляю термины «блуд» или «прелюбодеяние», чтобы не разжигать детскую фантазию, которая пока в этой «пище» (сексуальные отношения с др. полом) даже и не нуждается. Объясняю заповедь о запрете блуда ценностями семейной жизни, которые надо сохранять, необходимостью добрых отношений мальчиков к девочкам, необходимостью подготовки детей к роли будущих пап и мам, т.е. воспитанием качеств, присущих папам и мамам (помощь друг другу, хозяйственность, умение "держать молоток", ухаживать за грудничком, варить кашу и т.д.). Кстати, ряд заповедей дети могут просто не понять. Их надо обязательно, как я думаю, «переводить» с церковнославянского на «детский».
Ну, а с самой Библейской историей достаточно просто. Здесь можно смело опираться на Слободского. Только я предпочитаю вычленять в рассказах о жизни потоков Адама и Евы самое главное. Убирая на задний план второстепенные детали.
Если мои конспекты для пап и мам пригодятся кому-то в семейном постижении вместе с детьми Основ Православия, буду очень рад. Еще раз напомню, что это только, если можно так выразиться, теоретическая часть Основ Православия. Практическая, т.е. постижении детьми обрядовой стороны родной религиозной культуры, знакомство с храмом, иконами, молитвой, участие в Таинствах, должна идти параллельно.

Занятие 1. Кто такой Бог.
Сказать, Кто Такой Бог чрезвычайно трудно. Самым важным определением Бога до сих пор остается определение Святого Апостола и любимого Ученика Господа Иисуса Христа (Бога,ставшего однажды человеком по имени Иисус Христос,но не переставшего быть Богом) Иоанна Богослова. «Бог – есть (это) Дух…» (Евангелие от Иоанна. Глава 4,стих 24).. А дальше можно говорить о том, чем Невидимый Бог (Дух) отличается от чего-нибудь также невидимого. Например, от воздуха в доме, где вы живете. Воздух можно «увидеть». Как? Его можно охладить и сжать и тогда он станет жидкостью. Дождь ведь это и есть воздух, ставший жидкостью. При большем охлаждении воздух превратится в твердое вещество. Например, в снег. Снег – это тоже воздух, но ставший видимым. Воздух в комнате можно ощутить органами осязания, взяв веер и обмахивая им лицо. В жаркий день это очень приятно.
А вот Бога, Его духовную природу, нельзя «потрогать руками», увидеть, ощутить кожей и органами чувств. С ней «нельзя ничего сделать». Ни сжать, ни охладить. До нее нельзя «дотронуться» пальчиком. Вот так…
Далее. За пределами земной атмосферы воздуха нет. Бог же не органичен пространством. Он – везде, но ни с чем не смешивается. Везде, но ни с чем не смешивается. Как это? Вы, наверное, видели всякие фантастические фильмы, в которых герой проходит сквозь стену. При этом человек не становится частью стены, не правда ли? Вот так и Бог. Везде присутствует, но не становится ни стеной, ни деревом, ни травой. Еще отличие. Было время когда не было воздуха, земли, вас, но не было времени «когда не было Бога». Он был всегда, Он есть сейчас и Он всегда будет. Он – ВЕЧЕН. Он создал само время. Вчера, сегодня, завтра. Жизнь человека можно сравнить с прямой линией, которая начинается в какой-то точке, но не заканчивается нигде. То есть человек бессмертен, но не вечен. А Бога можно сравнить с прямой линией, не имеющей ни начала, ни конца. Это символ вечности. Бог не только «бессмертен», как человек, Он ВЕЧЕН. Хотя представить себе это трудно, может быть, даже невозможно.
Еще отличие. Бог-Творец. Он создал все видимое и невидимое, всех живых существ. В том числе, человека. Человек же творение Бога. Он создан Богом. Иногда он уподобляется Богу-Творцу, когда творит сам: строит красивейшие здания и храмы, пишет иконы и картины, книги и песни. Но всегда человек использует не только способности, данные ему Богом, но и вещества, созданные Богом для человека. Кисти, краски, кирпичи, бумагу, карандаши и многое другое. Тело человека, созданное Богом, тоже «инструмент» для творчества. Например, именно свое тело для создания танца используют танцоры и артисты балета, голосовые связки служат людям для чтения стихов и пения, без рук невозможно вылепить замечательную скульптуру. Бог же создал весь видимый мир и весь невидимый мир «из ничего». Таким образом, в отличие от человека, пишущего картину, Бог создал не только картину, но и сами «краски». И Ему для творчества не нужны руки или ноги. Одно Его желание создает из ничего видимый и невидимый миры.
И еще. Последнее. О том, что объединяет человека и Бога, делает их «похожими». И человек, и Бог – Личности. Что такое личность? Определений этого много и все они слишком для вас научны и сложны. Достаточно пока понять, что личность – это живое существо, которое имеет волю, чувства, разум и сознает само себя как «Я». Коля. Ваня, Саша. Ангелина. Животное не может осознавать себя Шариком, Буренкой, Дружком, а человек может назвать себя Петр или Василий. Его воля и разум могут контролировать его чувства и поведение.Бог и человек – личности, но, в отличие от человека, Бог это – не одна,а Три Личности. Отец, Сын и Святой Дух. При этом, это не три разных Бога, а один. Это один Бог, являющийся Тремя Личностями, которые имеют одну природу, или сущность, но Три Лица. Представить это трудно даже взрослому и ученому человеку. Тем более вам. Приводят часто немного грубый, но яркий и понятный пример триединства. Он связан с Солнцем. Что такое Солнце? Это раскаленный шар, это свет, излучаемый шаром, и тепло, которое на земле создают солнечные лучи, нагревая ее. И шар, и свет, и тепло – это Солнце. Вот так и Бог – это Отец, Сын и Святой Дух. И при этом – Бог. Правда, интересно?
И пока этой информации для вас будет достаточно.

Проверочные вопросы: 1) Дайте определение Бога, которое предложил Церкви любимый ученик Христа святой апостол Иоанн Богослов.
2) Разделите чистый лист на две половинки. В одной напишите слово «Бог», в другой – слово «воздух». Под словом «воздух» напишите свойства обычного воздуха, а под словом «Бог» напишите то, чем Бог отличается от воздуха.
3) Разделите чистый лист на две половинки. В одной напишите слово «человек», в другой – слово «Бог». Под словом «человек» напишите свойства человека, а под словом «Бог» напишите то, чем Бог отличается от человека.
4) Нарисуйте на листе бумаги символические изображения Бога (прямая линия) и человека (точка и прямая линия, выходящая из нее). Объясните, что значит прямая линия и точка с прямой линией.

Новые понятия: Бог, Христос, Вечность, Бессмертие, Вездеприсутствие, творение «из ничего», личность, Троица.

Занятие 2. Как доказать, что Бог существует на самом деле? Умные дяди богословы знают много доказательств существования Бога, но мы, давайте, запомним хотя бы три основных.

Посмотрите вокруг. Как разумно устроен мир, как он гармоничен, как красив. Когда появляется солнце – открывают свои бутоны прекрасные цветы, с наступлением сумерек они снова складывают лепестки для «сна». Пчела чувствует благоуханную пыльцу цветка, которая станет медом, за несколько километров, и безошибочно летит к ней. Осенью птицы отправляются на юг, чтобы весной снова прилететь к нам. При этом они летят точно туда, где должна произойти их зимовка. Без компаса и карты. Сотни километров, над морями и лесами.Все это говорит нам о том, что жизнь возникла НЕ СЛУЧАЙНО. Что есть некий ТВОРЕЦ, создавший ее, давший ей мудрые законы существования. Который продолжает заботиться о жизни растений, животных и людей постоянно. Не дает им погибнуть. Сохраняет мир от разрушения. Без сомнения, это – БОГ!

В человеческой жизни мы и наши знакомые сталкиваемся подчас с такими явлениями, которые называем чудесами. Иногда то, что происходит с нами, может кому-то показаться случайностью, но мы сами прекрасно знаем, что такое в нашей жизни случайность, а что чудо. Например, ты поссорился с другом. А потом раскаялся. Стал молиться Богу и просить Его сделать так, чтобы друг тебя простил. И вдруг ты слышишь звонок в дверь. Это пришел твой друг, который больше на тебя не сердится. Кто-то скажет, что это простая случайность, но мы то знаем, что это чудо. А бывают события, когда привычные законы жизни людей и природы преодолеваются совсем явно. И это тоже чудо. Явное. Видимое многими. И его нельзя объяснить законами, которые нам пока не известны. Например, ставший живым мертвый человек. Или человек, идущий по поверхности воды. Или огонь, который горит, но не обжигает твое тело.В жизни может происходить много необычного. Но не всякое необычное событие является чудом, Творцом которого является Бог.Чем же настоящее чудо отличается от лжечуда? Не только тем, что чудо необычно, что в нем преодолеваются законы природы, но и тем, что оно имеет одну единственную цель: спасение человека от греха и смерти. Через утверждение его в вере, приведение его к Богу, в Его Церковь. Представим себе. В окне нашей квартиры появились какие-то существа, «зеленые человечки», «помахали нам ручкой» и исчезли. Чудо ли это? Нет. Потому как случившееся никак не помогло нам в нашей вере в Бога, в Господа Иисуса Христа, не сделало нас более добросовестными членами Святой Церкви.
И, наконец, есть люди особые, чистые, праведные, добрые. Еще их называют святыми. Они удостаиваются особого общения с Богом. Бог является им в образе Иисуса Христа, необыкновенного Света, Голоса. Бог посылает им Своих ангелов (бестелесных невидимых служителей, обладающих разумом и волей, являющихся личностями). И мы верим опыту и свидетельствам этих людей. Мы верим им и верим в то, что Бог, с Которым они общаются, существует!

Проверочные вопросы:
1) Назовите три основных доказательства существования Бога.
2) Приведите свои собственные примеры разумности устроения мира, которые доказывают, что мир сотворен Богом, а не возник «случайно», «сам собой».
3) Чем настоящее чудо отличается от лжечуда?
4) Приведите свои примеры настоящих чудес и лжечудес.

Новые понятия: чудо, лжечудо, ангелы, святые люди.

Занятие 3. Сотворение мира Богом.
Библия говорит нам о том, что Бог сотворил мир в течение 7 дней, но надо помнить, что под названием «дни» надо понимать не наши земные дни. Наш земной «день» или сутки -- это 24 часа, в течение которых земной шар поворачивается вокруг своей оси, и то одна, то другая его части оказываются освещенные солнцем. Это мы называем днем (светлая часть суток) и ночью (темная). Но солнце было сотворено Богом лишь на четвертый «день» творения, поэтому семь «дней» Библии это, как считают богословы, семь отрезков времени, в которые Создателем было создано все видимое и невидимое. Нам надо запомнить последовательность этих семи «дней» и то, что было в них сотворено из ничего Господом Богом.
Еще перед началом создания мира видимого Бог творит мир невидимый. Это мир невидимых Божьих слуг, .АНГЕЛОВ. Именно «здесь» они обитают. После предательства Бога частью ангелов и превращения их в бесов (демонов, противников Бога), они тоже стали существовать в этом невидимом мире. А после того, как стали умирать люди, их души также стали обитать в этом невидимом мире, сотворенном Богом до начала создания видимого мира.
После того, как появился невидимый мир, Бог начинает творить видимый. Вот последовательность этого творения.
1-ый «День». В первый «день» Бог повелевает появиться «свету». Но не привычному нам свету солнца или электрической лампочки, а некой ЭНЕРГИИ, которая лежит в основе всего видимого мира и которую мы будем называть «свет».
2-ой «День». Бог творит «твердь». То есть все окружающее нас пространство. Как художник вначале готовит краски, которые потом превратятся в рисунки людей, строений, животных.
3-ий «День». Творец начинает, подобно художнику, «рисовать» «красками»- «твердью» наш мир. Он создает нашу планету Земля. Сушу и океаны на ней. Зелень, траву и деревья.
4-ый «День». Бог создает солнце, луну и звезды.
5-ый «День». Бог создает на Земле пресмыкающихся, насекомых, слизняков, рыб и птиц.
6-ой «День». Бог творит животных. И,наконец, в заключение, людей. Мужчину Адама (в переводе с еврейского языка – «земного»), и Еву («мать всех людей»).
7-ой «День». Про этот «день» Библия говорит, что Бог, благословя Свое творение, то есть дав ему Свою Божественную силу для спокойной,безопасной жизни, «почил», как бы мы сказали, стал "отдыхать". Но Бог не человек, Он не может устать. Библия имеет ввиду то, что Бог перестал творить. В седьмой «день» должно было совершиться важное событие. Люди, созданные Богом, должны были утвердиться в своем добровольном послушании Ему. А еще «покой» или «отдых» Бога в седьмой «день» напоминают нам о том, что седьмой «день» нашей обычной недели необходимо посвящать не работе и делам, а Богу: посещать храм, молиться, исповедоваться и причащаться.

Проверочные вопросы:
1. В какой «День» Бог творит Землю?
2. В какой «День» Бог создал Солнце?
3. В какой «День» были сотворены люди?
4. Что создал Бог в первый «День»?
5. Что создал Бог во второй «День»?
Проверочное задание: нарисуйте любой из дней творения, так как вы это понимаете.
Новые понятия: творение из ничего, бесы, первозданный «свет», «твердь», первые люди (Адам и Ева). Благословение Бога.

Занятие 4. Грех и грехопадение первых людей в Раю.
Ребята, вы часто слышите слово ГРЕХ. А что оно значит? Вы догадываетесь, что это что-то плохое, нехорошее. Какой-то плохой поступок, за который взрослые вас укоряют. Так оно и есть. Грех это непослушание Богу. Его воле, Его Законам. Грех можно назвать и преступлением, то есть нарушением Закона. Но не человеческого закона, а Божьего, который говорит о том, ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ. Почему нельзя? Да потому что, делая непозволительное и плохое, мы сами становимся плохими и все дальше и дальше удаляемся от Бога. Грязного человека не пустят в чистую комнату. Вот так и плохой человек не может находиться рядом с Самой Чистотой, Самим Добром и Светом. С Богом. Потому нарушать Божий Закон нельзя.
Создав видимый мир и людей в нем, Бог поселил Адама и Еву в особом месте, в прекрасном саду под названием Рай (это слово с еврейского языка так и переводится – сад). Дал им кушать плоды со всех деревьев, в том числе Дерева Жизни, плоды которого давали людям бессмертие, но запретил срывать и кушать плоды всего с одного дерева – Дерева познания добра и зла. Противник Бога, падший ангел, сатана (что так и переводится с еврейского – противник), приняв образ змея, оболгав Бога, подтолкнул Еву и Адама к греху, к непослушанию Богу, к совершению беззакония. Они сорвали и съели плоды Дерева познания добра и зла. Этот первый грех, совершенный людьми, и его последствия называют грехопадением. Вместо раскаяния, и Адам, и Ева стали обвинять в случившемся грехе друг друга и сатану. Потому были изгнаны Богом из Рая. Человек потерял прямую связь с Богом, Источником Жизни и бессмертия, потому Адам, Ева и их дети стали физически умирать. То есть их души (такие невидимые части человека, обладающие разумом, волей, чувствами, соединенные с телом), стали терять с течением времени связь со стареющими телами и существовать отдельно. В невидимом мире. Кроме того, свойства душ Адама, Евы и их потомков, как солдаты в армии, «потеряли управление». Разум (командир души) перестал полностью управлять подчиненными (волей души и чувствами). Воля ослабла и все чаще слушалась не разума, а чувств. Чувства «взбунтовались» и не слушались никого, кроме физического тела, которое без контроля разума, как конь без седока, всегда "несет" человека к "обрыву греха". В результате человек, со времени греха в Раю, стал все время стремится совершить все новый и новый грех и «командиру человеческой природы» - разуму приходится очень стараться, чтобы тренировать волю ("закалять" ее, как закаляют тело) и сдерживать чувства ("держать их в узде", как всадники не дают строптивой лошади нестись по полю куда попало). Разуму приходится постоянно заставлять свою непослушную душу и свое непослушное тело не совершать новых беззаконий (грехов).
Еще одно последствие греха в Раю. Адам и Ева были тесно связаны, как с Богом, так и с окружающим их миром. Через них Творец-Бог изливал в мир Свою благодать (то есть, Свою Божественную энергию или силу, помогающую миру быть радостным и прекрасным). Потеря связи людей с Богом сказалась и на природе Земли. Она потеряла благодать, или, как говорят, «повредилась»: появилась бесплодная земля, пески, болота, холодные горы, морские впадины, задышали вулканы, земля стала сотрясаться от землетрясений. Животные, жившие в мире друг с другом, стали врагами. Одни – хищниками (теми, кто охотится и питается другими живыми существами) и жертвами (теми, кто становится пищей для хищников). В этих новых условиях земного существования у Адама и Евы стали рождаться дети….

Проверочные вопросы:
1. Что такое ГРЕХ?
2. В чем выразилось непослушание Адама и Евы Богу?
3. Кто подтолкнул людей к первому греху?
4. Раскаялись ли первые люди сразу после совершения греха в Раю?
5. А какие грехи совершаете вы?
6. Как совершенный грех в Раю сказался на душах первых людей?
7. Как совершенный грех в Раю сказался на природе Земли?
Новые понятия: грех, Закон Божий, Рай, Дерево Жизни, Дерево познания добра и зла, сатана, принявший образ змея, смерть, душа, Божественная благодать, тело, хищники, жертвы.

Занятие 5. Дети Адама и Евы Каин и Авель. Первое убийство в истории человечества.
У Адама и Евы появились дети. Среди них были два брата. Каин (более старший) и Авель (младший). Каин и Авель жили рядом. Чтобы восстановить связь с Богом, разрушенную в Раю их родителями, Адамом и Евой, они начали приносить Богу жертвы – плоды своего труда. На жертвенных кострах братья сжигали то, чем обладали. Авель, занимавшийся разведением животных, лучших животных из своих стад, а Каин, бывший земледельцем, произраставшее на земле. Причем, не самое лучшее из того, что росло. Дым от жертвенного костра Авеля поднимался вверх, что означало, что Бог принимает его жертву, а дым от костра Каина стелился по земле, что означало, что небо не принимает жертву Каина. Полагают, потому что делал это Каин не от чистого сердца, без страха и уважения к Богу. Каин стал завидовать брату. И однажды, выманив его в поле, убил. На вопрос Бога о брате Каин надменно ответил, что не знает, где он. Каин сказал: «Не сторож я брату моему». Что значит: мне не дорог мой брат, мне он не нужен, меня не интересует его жизнь.
Каин был проклят Богом и отмечен особой «печатью». Как полагают некоторые богословы, «печатью» стало особое выражение лица, по которому все люди узнавали Каина - братоубийцу и его потомков и избегали их.

Проверочные вопросы:
1. Почему Каин убил брата?
2. Что ответил Каин Богу об отсутствующем брате? Что это значит?
3. А вам знакома зависть? Как вы с ней боритесь?

Новые понятия: дети первых людей (Каин и Авель, братья), жертвы Богу, неугодная жертва, первое убийство, зависть, «каинова печать».

Занятие 6. Всемирный потоп. Ной и его дети. Ковчег. Человечество со временем стало совершать множество грехов и забыло Бога. Осталось лишь одно семейство во главе c человеком по имени Ной (в еврейского языка его имя можно перевести как «мирный», «миролюбивый»). Это семейство помнило Бога и доверяло Ему. Бог решил послать на людей, развращенных грехами, потоп (наводнение), но Ноя и его близких спасти, чтобы те стали родоначальниками нового человечества. Бог повелел Ною строить на суше большой Ковчег (огромное судно, закрытое со всех сторон, наподобие бочки, держащееся на воде и не тонущее). Люди смеялись над строительством, потому что Ной строил корабль на суше, но он, доверяясь Богу, продолжал создание Ковчега спасения. Когда строительство было окончено, Ной собрал в Ковчег запасы еды и питья, семь пар «чистых» животных (которых приносили в жертву Богу) и столько же пар «нечистых» (которых не приносили на жертвенник), своих детей с женами. Началось наводнение. Погибли все, кроме семейства Ноя внутри Ковчега. Когда вода начала спадать, Ной открыл Ковчег и увидел безбрежный океан. Посланный ворон вернулся ни с чем, а голубь принес радостную весть. Он держал в клюве лист. Значит, впереди была спасительная земля. И, стало быть, Бог больше не сердится на людей. Между Богом и человеком вновь установился мир. Появившаяся радуга (как бы мост между небом и землей) это подтвердила. С тех пор символом мира стало изображение голубя с веточкой в клюве.

Проверочные вопросы:

1. Что такое Ковчег и почему Ной начал его строить?
2. Почему люди смеялись над ним?
3. Что такое потоп?
4. Почему Бог послал на людей потоп?
5. Что значит изображение голубя с веточкой в клюве?
6. Что означала радуга, появившаяся после потопа?
Новые понятия: Ной – прародитель нового человечества, потоп, Ковчег, «чистые» и «нечистые» животные.
Занятие 7. Дети Ноя. Сим, Хам, Иафет.
У Ноя родились дети, которых звали: Сим, Хам, Иафет. И Бог благословил их. Даровал им Свою силу, Свою божественную энергию для долгой счастливой жизни. Ной, первым из людей, стал выращивать виноград. Люди еще не знали, что забродивший виноградный сок может стать вином. И вот Ной, не зная этого, однажды выпил много забродившего сока, опьянел и упал голым в своем шатре. Хам увидел это и посмеялся над отцом. Потом побежал к братьям и предложил пойти в шатер и вместе смеяться над голым и беспомощным родителем. Но его братья, Сим и Иафет, осудили брата, пошли и прикрыли наготу отца. Проснувшись и узнав о случившемся, Ной проклял своего сына Хама и его потомков, прекратил общение с ним. Но Бог не стал проклинать Хама, потому что накануне его греха благословил его вместе с другими детьми Ноя. Благословение - Божий дар и Бог никогда не "забирает" его назад по "Собственному желанию", только сам человек может отказаться от дара, отказавшись вначале от Дарителя. Не стал Бог проклинать и ноево потомство, дав возможность всем трем детям Ноя плодиться и размножаться в мире. С тех пор Землю населяют народы, являющиеся потомками трех братьев: семиты (евреи,арабы,ассирийцы), иафетиты (все европейцы и русские) и хамиты (африканцы, среди которых египтяне, эфиопы, ливийцы,финикийцы и др.). А неуважение к старшим стало именоваться «хамством», в память о греховном поступке Хама, сына Ноя.

Проверочные вопросы:
1. Почему Ной опьянел?
2. Что сделал Хам?

3. Что сделали его братья?

4.Почему Бог не проклял Хама и его потомков, как его отец Ной?
5. Кто такие хамиты, иафетиты и семиты?
6. Что такое хамство?

7. А вы когда нибудь грубили старшим? Не забыли попросить у старших прощения?
Новые понятия: дети Ноя – прародители современного человечества: Сим (семиты), Хам (хамиты), Иафет (иафетиты)., хамство, благословение Бога людям.

Занятие 8. Закон Божий. 10 заповедей Бога.
Позднее, через Божьего пророка Моисея (одного из людей через которых Бог объявляет свою волю, передает народу Свои послания) Бог дал людям, записанные на двух каменных плитах, 10 главных заповедей (то есть завещаний, наставлений, которые нельзя никогда забывать). О том, что СЛЕДУЕТ делать и что НЕ СЛЕДУЕТ. Что есть добро (доброе дело, добродетель), а что зло (плохой поступок, грех).
Перескажу вам эти заповеди своими словами.
1. Веруй только в одного, Истинного Бога. Бога, которого исповедует Православная Церковь. Бога-Троицу. Отца, Сына и Святого Духа.
2. Не верь в других богов, потому что все другие боги – ложные. Не «создавай» в своем уме богов из чего-нибудь, что Богом не является (кумиров): из уважаемых людей, интересных занятий, красивых вещей.
3. Не превращай свою веру в Бога во что-то будничное, скучное. Помни, что когда произносишь имя Бога, зовешь своего Создателя и Покровителя, от которого зависит и твоя жизнь, и твоя смерть. Не беседуй о Боге и вере с кем попало и где попало. Беседуй только с теми, кому, правда, интересно что-то узнать о твоей вере, и не второпях.
4. Не забывай о Боге. Один особый день недели посвящай Ему. Для нас, православных, это Воскресенье, когда мы посещаем храм.
5. Уважай своих родителей, слушай их, и заботься о них. И теперь, и когда он станут старенькими.
6. Не убивай никого из людей или животных из греховных побуждений (например, желая обогатиться, многие люди начинают неправедные, грешные войны) или «просто так» (например, некоторые дети «просто так», «от нечего делать», стреляют из рогаток в кошек или птиц).
7. Веди себя прилично по отношению к девочкам (если ты мальчик) и к мальчикам (если ты девочка). Мальчики и девочки – будущие взрослые люди, папы и мамы. К этому надо себя готовить с детства. Не только через воспитание уважения друг к другу, но и через приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Мальчик должен учиться всему тому, что умеет папа (забивать гвозди, клеить обои, ремонтировать сломавшийся стул и другое) , а девочка – всему тому, что умеет мама (готовить вкусную еду, шить, ухаживать за карапузами и многое другое). При этом, и мальчики, и девочки должны учиться помогать друг другу. До взрослого возраста, до свадьбы и создания семьи, между мальчиками и девочками могут быть ТОЛЬКО ДРУЖЕСКИЕ отношения.
8. Не воруй. Не бери чужого.
9. Не ври.
10. Не завидуй другим. Помни, что именно из-за зависти произошло первое убийство в истории человечества.

Проверочные вопросы:
1. Перечисли наизусть все 10 заповедей Бога.
2. Что говорит в них Бог о том, КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ?
3. Что говорит в них Бог о том, КАК НЕ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ?
4. А ты сам в своей жизни следуешь этим заповедям или нет?
Новые понятия: заповеди Бога, пророк, добро (добродетель),зло, кумир.

Желаем вам, дорогие ребята, летом не нарушать Божьи Заповеди, быть послушными, не огорчать старших и родителей!
(Продолжение – в новом «учебно-игровом» году).
Спасай вас Господь!

Уроки для воскресной школы Верниковская Лариса Федоровна

Потоп (за 3246 лет до рождества Христова)

(за 3246 лет до рождества Христова)

Когда люди размножились на земле, потомки Сифа стали брать себе жен из потомства Каина. От этого все люди на земле стали нечестивыми. Остался только один Ной, который вел благочестивую и угодную Богу жизнь. Тогда Бог дал людям на исправление 120 лет – это очень долгое время. Но Господь долго терпит, пока накажет. Когда же это время прошло, а нечестие все более и более увеличивалось, Бог положил истребить потопом весь человеческий род, кроме Ноя и его семейства. Бог повелел Ною построить ковчег: 300 локтей в длину 50 в ширину и 30 в высоту, со многими отделениями для скота, зверей, птиц и гадов, живущих на земле.

И сделал Ной все, как повелел ему Бог, и вошел в ковчег сам с женой и три его сына со своими женами. Из животных, живущих на земле, а также из птиц он взял с собой чистых по семь пар, а нечистых по паре (мужской пол и женский), чтобы они могли размножиться после потопа. Взял он с собой и пищи для пропитания себя и вошедших с ним.

Когда все вошли в ковчег, Сам Бог закрыл за ними дверь, и в тот же день полил сильный дождь, который шел сорок дней и сорок ночей. Моря и реки вышли из берегов, и вода покрыла всю землю.

Вода прибывала 150 дней, то есть ровно пять месяцев, и поднялась так высоко, что покрыла самые высокие горы. Тогда погибли все злые люди и все живущее на земле, а ковчег поднялся и плавал по воде.

Потом, на шестом месяце, послал Бог на землю сильный ветер. Вода стала мало-помалу уменьшаться. Тогда ковчег остановился в Армении, на горах Араратских.

Спустя 40 дней Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, осушилась ли земля, но ворон назад не возвратился. Потом Ной через каждые семь дней выпускал голубей. В первый раз голубь еще не нашел сухого места на земле и возвратился в ковчег; в другой раз, полетав, также возвратился и принес во рту масличную ветвь; в третий раз он уже не возвратился назад. Из этого Ной узнал, что земля осушилась, и вышел из ковчега сам со своим семейством и вывел всех животных.

Потоп продолжался целый год. По окончании его Ной поблагодарил Бога за свое спасение и принес Ему жертву. Бог принял жертву Ноя и обещал ему, что уже никогда не будет потопа на земле. И знаком Своего обещания Бог сделал семицветную радугу, которая с тех пор и служит людям вечным напоминанием о Божием обещании.

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Авраам (за 2039 лет до рождества Христова) После вавилонского столпотворения, когда люди рассеялись по разным странам, они стали мало-помалу забывать истинного Бога. А так как без Бога жить нельзя, то они вздумали почитать за Бога солнце, луну, звезды, разных животных и

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Пророчество Даниила (за 539 лет до рождества Христова) Когда предсказанное пророком Иеремией время вавилонского пленения подходило к концу, Даниил стал молиться Богу об освобождении своего народа из плена. И вот однажды во время молитвы явился ему архангел Гавриил и

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

Праздник Рождества Христова Христианская Церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря (ст. ст.). К достойному его празднование верующие приготовляются сорокадневным постом, с 15 ноября по 24 декабря, известным под именем Рождественского или

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

4. Когда в истории появилось понятие «от Рождества Христова, до Рождества Христова»? Вопрос:Когда в истории появилось понятие «от Рождества Христова, до Рождества Христова»?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году

Из книги Проповеди. Том 2 автора

Из книги Проповеди. Том 3. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Еще раз в нашей жизни сподобил нас Господь праздновать величайшее в истории мира событие, которое несказанно изумило всех Ангелов небесных. Они увидели сошедшего на землю с небес Предвечного Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, во плоти

Из книги Чтения по литургическому богословию автора (Милов) Вениамин

СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Что празднуем мы в этот великий день? Что произошло 1953 года тому назад? Из земли святой благословенной утробы Пречистой Девы Марии вышел маленький росток. Он упал на Богом освященную землю Палестины и укоренился в ней. Из него выросла

Из книги Апологетика автора Зеньковский Василий Васильевич

Сотериологическое значение Рождества Христова С рождением Христа Спасителя от Девы Марии человеческое естество в Его Лице, как известно, соединилось с естеством Божественным.В этом смысле Господь Спаситель есть Родоначальник обновленного благодатию человечества.

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Праздник Рождества Христова. Из новых (в отношении Ветхого Завета) праздников - все, что относилось к жизни, смерти, воскресению Спасителя, а так же к Божией Матери, положило начало новым праздникам. Из Ветхого Завета остался праздник Пасхи, но и он получил в христианстве

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Тайна Рождества Христова Когда над Вифлеемом суетливым, Куда стекался люд со всех сторон, Звезда сиянием неугасимым Вдруг озарила тёмный небосклон, В пещере, что служила людям хлевом, Вдали от шумных городских дорог Родился у Святой Пречистой Девы Младенец Иисус –

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Таинство Рождества Христова Отцы мои, братия и чада. Я, по молитвам вашим, уже выздоровел от своей болезни, но, дабы опять не повредить себя, я не присутствую на всенощных бдениях и не признал возможным доныне выступить пред лицем вашим с беседой. Вы же, имея ум ваш

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Поучение 5-е. Накануне Рождества Христова (О религиозном и нравственном состоянии человечества до Рождества Христова) I. Мы готовимся праздновать всерадостное Рождество Христа Спасителя. Рождество Христово для нас истинно есть день радости и веселья.II. а) Чем было

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

II. Год рождества Христова По общепринятой хронологии Рождество Христово имело место в 754 году от основания Рима. Но эта хронология, как обязанная своим происхождением монаху Дионисию Малому, жившему в VI веке по Р. X., не имеет никакого авторитета и по исследованию новейших

Из книги автора

В день Рождества Христова Таинство странное вижу и преславное: небо - вертеп, престол херувимский - Деву, ясли - вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем (Ирмос Рождества Христова, песнь 9).В нынешний великий день воспоминает Святая

Из книги автора

В день Рождества Христова Еще раз в нашей жизни сподобил нас Господь праздновать величайшее в истории мира событие, которое несказанно изумило всех Ангелов небесных. Они увидели сошедшего на землю с небес Предвечного Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, во плоти

Из книги автора

В день Рождества Христова Что празднуем мы в этот великий день? Что произошло 1953 года тому назад? Из земли святой благословенной утробы Пречистой Девы Марии вышел маленький росток. Он упал на Богом освященную землю Палестины и укоренился в ней. Из него выросла

НОЙ СТРОИТ КОВЧЕГ

Pассказ о пeрвом плaвании на кoрабле

Пpошло много вpемени, и на земле пoявилось немало людей. Нo, к сожалению, oни cтали очень гpешными, и Бoг pешил уничтoжить их пoтопом. Взглянув с нeбес на зeмлю, Бoг увидeл только oдного дoброго чeловека – Ноя. Пoскольку Ной стал Eго другом, Бoг предупpедил его о пoтопе, кoторый Он cобирался наcлать на землю, и приказал Ною пoстроить бoльшой кoрабль -кoвчег. Пpи этом Бoг пoдробно pассказал, кaк его пoстроить.
Кoнечно, гpешники cмеялись Нoя, cтроивший этoт бoльшой кoрабль тaм, гдe не былo никaкой вoды. Нoй, cледуя вcего тoго, чтo пoвелел Гoсподь, пpодолжал cтроительство. Oн вeрил Бoжьему cлову. Нoй был еще и пpоповедником, кoторый pассказывал людям о Бoге и о наказании, которое они дoлжны были пoлучить за cвои греxи.
Через более чем сто лет ковчег наконец был построен. Бог приказал Ною войти в ковчег вместе со своей семьей, которая состояла из восьми душ. Также Бог послал в ковчег животных, птиц и пресмыкающихся, чтобы на земле могли сохраниться все виды живых существ. Когда все они оказались в ковчеге, Бог Сам закрыл дверь.
Через семь дней начался дождь, который лил сорок дней и сорок ночей, будто растворились огромные небесные. Вода заливала всю землю, пока на ней не осталось ни одного сухого клочка и ни одного живого существа.
А между тем высоко над землей плыл ковчег, в котором находился Ной со своей семьей. Прошло много времени, вода наконец начала спадать и ковчег остановился на Араратских горах. Однажды Ной открыл сделанное им окно ковчега и послал от себя голубя. Но она вскоре вернулась, потому что не нашла для себя сухого места. Прошел еще неделю, и Ной снова выпустил голубя. На этот раз она вернулась с оливковым листом в клюве. Это означало, что вода спала и уже росли некоторые деревья! Когда Ной послал голубя в третий раз, она уже более к нему не вернулась. Так Ной узнал, что земля уже высохла.
Бог повелел Ною и его семье выйти из ковчега. Ной был благодарен Богу за то, что Он спас их жизни, построил жертвенник для чествования Бога. Тогда Господь создал на небе великолепную радугу и сказал Ною, что она будет знаком Его обещания больше никогда не уничтожать землю потопом.
Бытие 6 , 7 , 8, 9:1-18
Ной со своим семейством благодарят Бога за свое спасение.

Для родителей:
«Ибо Ты Бог, не то, что несправедливости! хочет, зло не в Тебе пробовать »(Пс. 5:5) .

Вопросы для детей:
1 . Кто приказал Ною построить ковчег?
2 . Кто еще был в ковчеге, кроме Ноя и его семьи?
3 . Почему Бог создал на небе радугу?


НОЙ БУДУЄ КОВЧЕГ

Розповідь про перше плавання на кораблів

Минуло багато часу, і на землі з’явилося чимало людей. Та, на жаль, вони стали дуже грішними, і Бог вирішив знищити їх потопом. Поглянувши з небес на землю, Бог побачив тільки одного доброго чоловіка - Моя. Оскільки Ной став Його другом, Бог попередив його про потоп, який Він збирався наслати на землю, і наказав Ноєві збудувати великий корабель-ковчег. При цьому Бог детально розповів, як його побудувати.
Звичайно, грішники сміялися з Ноя, який будував цей великий корабель там, де не було ніякої води. Але Ной, дотримуючись усього того, що наказав Бог, продовжував будівництво. Він вірив Божому слову. Ной був ще й проповідником, який розповідав людям про Бога і про покарання, яке вони мали отримати за свої гріхи.
Через більше ніж сто років ковчег нарешті було збудовано. Бог наказав Ноєві зайти в ковчег разом зі своєю родиною, яка складалася з восьми душ. Також Бог послав у ковчег тварин, птахів і плазунів, щоб на землі могли зберегтися всі види живих істот. Коли всі вони опинилися в ковчезі, Бог Сам зачинив двері.
Через сім днів почався дощ, який лив сорок днів і сорок ночей, ніби розчинилися величезні небесні розтвори. Вода заливала всю землю, поки на ній не залишилося жодного сухого клаптика і жодної живої істоти.
А тим часом високо над землею плив ковчег, у якому перебував Ной зі своєю родиною. Минуло багато часу, вода нарешті почала спадати і ковчег спинився на Араратських горах. Одного разу Ной відчинив вікно ковчегу і послав від себе голубку. Але вона незабаром повернулася, бо не знайшла для себе сухого місця. Минув іще тиждень, і Ной знову випустив голубку. Цього разу вона повернулася з оливковим листком у дзьобі. Це означало, що вода спала і вже росли деякі дерева! Коли Ной послав голубку втретє, вона вже більш до нього не повернулася. Так Ной дізнався, що земля вже висохла.
Бог повелів Ною і його родині вийти з ковчега. Ной був такий вдячний Богові за те, що Він урятував їхнє життя, що побудував жертовник для вшанування Бога. Тоді Господь утворив на небі чудову веселку і сказав Ною, що вона буде знаком Його обіцянки більше ніколи не знищувати землю потопом.
Буття 6; 7; 8; 9:1-18
Ной зі своєю родиною дякують Богові за своє спасіння.

Для батьків:
«Бо Бог Ти не той, що несправедливості! хоче, зло не буде в Тобі пробувати!» (Пс. 5:5).

Питання для дітей:
1. Хто наказав Ноєві збудувати ковчег?
2. Хто ще був у ковчезі, крім Ноя та його родини?
3. Чому Бог утворив на небі веселку?

Возраст: 2-3 года Бытие 6:14-22

Урок 9

Раздел: Ной

НОЙ СТРОИТ КОВЧЕГ

МОЛИТВА: «Господь, спасибо Тебе за Ноя. Мы хотим слышать Твой голос, как слышал Тебя Ной. Мы будем послушными Тебе. Во имя Иисуса. Аминь.»

ЗОЛОТОЙ СТИХ: Золотой стих для этого раздела - «Ной ходил перед Богом» (Быт. 6:9в). Объясните детям, что ходить перед Богом означает бояться Бога, уважать, почитать Его и стараться радовать Господа во всех наших поступках.

Вырежьте до урока из листа бумаги ковчег, напишите на нем слова золотого стиха и разрежьте на четыре части. Попросите детей сложить «мозаику», а затем прочитайте им золотой стих. Пусть все хором повторят за Вами.

СЛОВА С ДВИЖЕНИЯМИ: Пусть дети повторят за учителем движения и, возможно, выучат следующие слова:

Бог сказал: «Послушай, Ной!

Быстрей ковчег построй!»

(Покажите движения «строить».)

Утром, вечером и днем

Ударял Ной молотком.

(Покажите движения «бить молотком».)

И смеялись все соседи,

Говорили: «Ха-ха-ха!»

(Засмеяться: «Ха-ха-ха!»)

Посмотри, Ной, солнце светит!

Нет на улице дождя!

(Приложите руку ко лбу,

как бы защищая глаза от солнечного света.)

Но послушен Богу Ной,

(Показываем движения «работаем молотком».)

Строит он ковчег большой.

(Поднять руки вверх и широко развести.)

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Ной строит ковчег

Напомните детям историю прошлого урока. Господь любил Ноя, потому что тот старался жить праведно и честно. Ной ходил перед Богом. Ной делал доброе и ненавидел злое. Поэтому Бог сказал Ною построить ковчег. Господь сказал Ною, каких размеров должен быть корабль. В ковчеге должно было быть три этажа, сверху должно было быть небольшое окно, а сбоку дверь. Весь ковчег Ной осмолил смолою снаружи и изнутри. Когда ковчег был готов, Ной завел разных животных по паре (по двое) и взял для них и для своей семьи пищу (еду). Последним в ковчег вошел Ной, его жена, их три сына и их жены. После этого Бог закрыл дверь в ковчег. Покажите детям игрушечный ковчег и попросите их назвать животных, которых они могут увидеть.

КНИГИ: Пусть дети посмотрят на картинки в Детской Библии (стр. 27) и в Маёй першай Біблі i ў малюнках (см. Бытие, 7-ая гл.) и назовут животных, которых ввел в ковчег Ной.

РАЗУКРАШКА: Раскрасьте с детьми разукрашку «Животные входят в ковчег».

ПОДЕЛКА: Сделайте с детьми поделку «Ковчег»: из картона вырежьте небольшой прямоугольник, на который наклейте затем спички (заранее очищенные от серы). Приклейте их таким образом, чтобы получилось изображение ковчега. Напишите рядом с ковчегом слово «НОЙ».

ОКОНЧАНИЕ: Помолитесь и спойте одну или несколько песен.