Психология        15.04.2024   

Где родился Иисус Христос? В каком городе? Прогулка по месту, где родился иисус христос Помещение где родился христос.

Преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть .

Археология о месте Рождества Христова. Вифлеем и Назарет

Давайте теперь поговорим о такой интересной теме, которая касается как рождения самой археологии, так и Рождества Господа Иисуса Христа.

Почему я говорю о рождении археологии? Если бы мы с вами попытались установить, когда, собственно, родилась библейская археология, то были вынуждены вернуться в IV век, в эпоху царя-императора равноапостольного Константина и его матери Елены. Именно в те времена начинается активное исследование Святой Земли ради того, чтобы прикоснуться к событиям Евангельской и в целом Священной истории. Была предпринята мощная программа по воссозданию Святой Земли, описанная во многих исторических источниках, например, об этом можно почитать у Евсевия Кесарийского. Она привела к тому, что были исследованы важнейшие места, связанные с евангельскими событиями.

Давайте попробуем узнать, что нам известно о Вифлееме и Назарете, о месте Благовещения и месте Рождества Господа. Из Священного Писания мы с вами знаем, что Господь родился в Вифлееме Иудейском, потому что тот был родиной царя Давида. Мессия должен был прийти из Вифлеема. Вифлеем (Bethlehem) переводится с еврейского языка как «дом хлеба».

Из евангельского повествования мы знаем, что Иосиф Обручник вместе с нареченной женой Девой Марией жил на севере Галилеи, хотя происходил из колена Иудова. На перепись они должны были пойти в Вифлеем. Здесь мы имеем некое противоречие, потому что Вифлеема было два. Один Вифлеем не так далеко от Назарета, откуда происходил Иосиф, а другой Вифлеем на юге. То есть надо было пройти всю Святую Землю в сторону Хеврона, чтобы прийти в южный Вифлеем. У ряда критиков Священного Писания возникло предположение, что северный Вифлеем ближе к истине, это то самое место, которое нам нужно. Но в этом случае как раз очень важно учитывать исторический контекст.

Истинные обстоятельства переписи открывают древние тексты. Вот приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея. Он относится к более позднему периоду – примерно 104 год по Рождестве Христовом, но описывает аналогичную ситуацию: переписи проводились регулярно. Приказ содержит указание, что все должны переписываться на родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта, говорит: «Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так, чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи».

Поэтому, следуя повелениям римских властей, Иосиф Обручник должен был отправиться именно на юг Иудеи, так как он происходил из потомков царя Давида. Собственно, Иудея – это непосредственно та часть Святой Земли. Кстати говоря, предположительно раскопанного дома жил Иосиф в Назарете. Назарет – место, интересное по своему названию. Сейчас это, наверное, самый крупный арабский город, в нем большой процент арабского христианского населения, есть мусульманское арабское население. Но в те времена это был совсем небольшой городок, скорее, даже деревня, в котором проживало всего лишь порядка трехсот человек.

Название города тоже представляет собой некую загадку. Дело в том, что слово Назарет, похоже, происходит от еврейского слова «нецер» – ветвь – таким образом называли себя потомки Давида. Скитаясь по разным местам Святой Земли, основывая иногда новые поселения, они, видимо, помня о своем происхождении, назвали это место так. То есть это было поселение именно потомков царя Давида.

Незначительность Назарета известна. Апостол Нафанаил, узнав, что Иисус из Назарета, говорит: «Из Назарета может ли быть что-то доброе?». Назарет не упоминается в ранних источниках. Не упоминает его ни Иосиф Флавий, ни Талмуд. Давайте разберем, в каком смысле эти источники могли бы его упоминать?

Иосиф Флавий пишет о местах, более или менее серьезно связанных с историей. Чем его мог заинтересовать Назарет, совершенно не понятно. Там не происходило никаких серьезных событий Иудейской войны, ничего такого, что могло привлечь внимание, кроме рождения Иисуса, но о нем Флавий пишет в другом месте и в совершенно ином контексте.

Талмуд – это очень специфический

Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан.

Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу — в пещере Рождества.

(Всего 39 фото)

О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.

1. Вифлеемская звезда и алтарь.

У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.

2. Территория Базилики Рождества Христова.

1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.

3. Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме.

Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 годубазилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

4. Мемориальная табличка.

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

5. Черно-белое фото старой церкви.

Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

6. Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный.

7. Вид с воздуха на территорию базилики.

8. Трехмерная модель базилики.

Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

9. Крест на крыше базилики.

10. Вид на Ясельную площадь

Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

11. В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.

12. Вид через Дверь Смиренности.

13. Комната охраны – первая комната в базилике.

14. Колонны базилики.

15. На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

16. Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.

17. Неф и потолок

Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

18. Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

19. Иконостасы

Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

21. Северная лестница к пещерам.

До наших дней сохранились ясли, в которые Богородица положила новорожденного Младенца Иисуса. Одна часть этой реликвии хранится на Святой Земле, другая – в Италии.

Вифлеем — место рождения Христа

Пещера Рождества в Вифлееме

Над местом, где родился Иисус Христос, в 330-х годах по указанию императора Константина Великого был построен храм. С тех пор богослужения здесь практически не прерывались. В VI–VII вв. на этом месте возвели базилику, которая сохранилась до наших дней. Под амвоном базилики находится пещера Рождества Христова, в которой устроен придел яслей. Если Вы сюда войдете, то справа увидите и сами ясли. Они представляют собой обложенное белым мрамором углубление в полу, размером чуть больше метра в длину и метр в ширину. Как свидетельствует св. блаженный Иероним Стридонский, в древности ясли были сделаны из глины, а затем из золота и серебра. В XIX веке российский богослов Михаил Скабалланович описывал их так: «…дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа».

Сама пещера узкая и длинная (12,3 – 3,5 x 3 м), ориентирована по линии запад–восток. Место Рождества Христова находится у восточного конца. В пещеру можно попасть по двум лестницам, северной и южной, каждая из которых состоит из 15 порфировых ступеней, сделанных во времена Юстиниана Великого. Северной лестницей владеют католики, южная принадлежит православным и армянам. Обычно паломники спускаются по южной лестнице, а поднимаются по северной. В западной стене пещеры можно увидеть таинственную дверь, которая ведет в грот, где жил святой Иероним Стридонский. Но дверь эта обычно заперта.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Внутренняя часть яслей была вывезена из Вифлеема в Рим в церковь Санта-Мария-Маджоре и хранится там как великая святыня. Произошло это через несколько лет после захвата Святой Земли мусульманами, в 642 году.

Ясли представляют собой пять дощечек из оливкового дерева, скрепленных металлическими полосами. Драгоценный реликварий с дощечками установлен в крипте под главным алтарем базилики. В крипту ведут две лестницы справа и слева от алтаря.

Церковь Санта-Мария-Маджоре в Риме

По традиции каждый месяц 25-го числа к яслям допускают верующих для поклонения, а в рождественский сочельник совершают с ним крестный ход вокруг базилики.

Галина Дигтяренко

Почему местом рождения стал город Вифлеем? Каково значение Вифлеема — этого небольшого древнего города в плане Бога по спасению человечества? Было ли место рождения Иисуса случайным или нет?

«Но ты, Вифлеем Ефрафа, хотя ты и мал среди клана Иуды, для Меня выйдет из тебя Тот, Кто станет правителем Израиля. Его начало уходит в древность, ко дням вечности». (Михея 5:2)

Это место в раскрывает перед нами, пожалуй, самое удивительное и трепетное пророчество о приходе Мессии — Иисуса Христа. Оно говорит о приходе Того Вечного, Кто должен прийти из маловероятного места. Вифлеем — небольшой и, казалось бы, неважный город должен был взять на себя очень важную роль.

Сегодня, когда в центре внимания рождение Иисуса Христа (), очень важно понимать значение и роль место Его рождения — города Вифлеема. Это исследование будет рассматривать причины, по которым Бог избрал Вифлеем — маленький городок для места рождения Иисуса, а также некоторые более глубокие истины о нашем Господе и Спасителе.

«И тогда, оставшиеся братья вернутся к народу Израиля. И встанет [правитель Израиля], и будет пасти своё [стадо], и [поведёт] его в силе Господней, в славном имени Господа, Бога его. И будут они жить в мире, ибо тогда величие Его достигнет краёв земли. И будет мир. Да, ассирийская армия войдёт в нашу страну и растопчет наши большие дома. Но [правитель Израиля] выберет семь пастырей. Нет, восемь вождей найдёт он. (Михея 5:4,5)

Михей был пророком в Иудее, как и современник Исаия. Они оба были пророками около 740-700 годов до нашей эры. Особенность их мессианских пророчеств заключалась в том, что они давали надежду Израилю о приходе Искупителя. Исайя говорил об Иммануиле (Бог с нами), а также о специальном сыне в роде Давида, который будет править вечно на его престоле (Исайя 9:1-6). Исайя уточняет, что служение Мессии будет происходить в Галилее (Исайя 9:1-6). Михей указывает на Вифлеем иудейский, как на место, из которого должен прийти Мессия.

«Вифлеем Ефрафа». Было фактически два Вифлеема в Израиле: один находился в Северной Галилее, другой – в южной части, который расположен в нагорной части страны иудейской. Ефрафе означает «плодородный». Это был очень древний город, маленький город, всего в шести милях от Иерусалима на юг. Известный в первую очередь разведением овец. А особенно овец, которые позднее становились жертвой в храме.

То, что из Вифлеема должен был произойти Царь Израиля, на самом деле, очень уникально. Поскольку не было больше ни одного другого царя Израиля из этого маленького города, не считая Давида. В отличие от Иерусалима, где родились все цари Израиля, Вифлеем выглядел очень скромно. Михей показывает нам много контрастов по этому поводу, говоря о величии Того, Кто должен был прийти из этого города. Еврейские религиозные лидеры первого века очень хорошо понимали эту часть пророчества – Михей 5:1-5, как описание места, где должен родиться человек, имеющий очень большое значение. Еврейские учителя очень хорошо связывали Вифлеем с местом рождения Мессии (Евангелие от Матфея 2). Следующий отрывок из Евангелия от Иоанна это тоже хорошо показывает:

«Разве не сказано в Писании, что Христом будет один из отпрысков Давидовых, и придёт он из Вифлеема, города, где жил Давид?». (Евангелие от Иоанна 7:42)

Библейское значение города Вифлеема

Вифлеем означает «дом хлеба». Впервые упоминается в книге Бытие 35:19-20, как место, где Рахиль, жена Иакова, умерла при родах Вениамина — «Рахиль умерла, рожая этого сына и, умирая, дала сыну имя Бенони, но Иаков назвал его Вениамином. Рахиль похоронили у дороги в Ефрафу, то есть Вифлеем »

Город Вифлеем и книга Руфь

Небольшой городок Вифлеем послужил местом для трогательной истории в книге Руфь, где молодая женщина Моавитянка вышла замуж за еврея из Вифлеема. Её муж умер, когда они жили в Моаве. Позже Ноеминь после смерти и своих сыновей решила отправиться обратно к своему народу, чтобы быть с ним. И Руфь (невестка Ноемини), хотя она и не была еврейкой, решила отправиться вместе с ней, чтобы поддержать Ноеминь. Находясь там, Господь благословил её, где она смогла найти себе мужа и восстановить имя предыдущего мужа. Согласно еврейскому закону родственники могли жениться на вдове и таким образом сохранить имя:

«Я также беру в жены Руфь, чтобы всё имущество покойного оставалось в его семье. Таким образом имя умершего будет восстановлено» (Руфь 4:10).

Руфь и Ноеминь обрели радость, когда Вооз решил жениться на Руфи. В конечном счете, родился ребенок, о котором сказано:

«Соседки говорили: «Этот мальчик родился для Ноемини». Женщины дали ему имя Овид. Овид был отцом Иессея, а Иессей был отцом [(Царя)] Давида». (Руфь 4:17)

Эта история интересна не только с точки зрения истории любви, но и с точки зрения уникальной родословной царя Давида. Мы видим небольшой, но очень важный кусочек на фоне всей истории, где семейная линия, через которую должен был прийти Мессия, была сохранена от вымирания. Это дает нам понимание огромного мессианского значения Рождения Спасителя, и влияния язычников, находящихся в линии Давида.

Вифлеем – город Давида

Вифлеем был местом рождения Давида и впоследствии стал «городом Давида». Давид был пастухом. Там он был избран и помазан пророком Самуилом, чтобы стать царем над Израилем (1-я книга Царств 16:1-13). Интересно, что при правлении Давида Израиль стал сильной нацией. Из династии Давида произошли многие другие иудейские цари. Но кроме Давида все цари родились в Иерусалиме. Пророчество в Михее 5 главе интересно тем, что еще один царь, не считая Давида, должен был родиться в этом маленьком городе Вифлееме. Хотя еврейские религиозные знатоки закона увидели в этом пророчестве Мессию, было ясно, что это будущий Царь, Спаситель Израиля, который должен был родиться в Вифлееме. На протяжении всей истории царей израильских много рождалось царей из рода Давида, но все они были не из Вифлеема. Кроме самого Давида и Того, о Ком было пророчество в Михее 5 главе.

Вифлеем — место рождения Иисуса Христа

После пророчества Михея прошло более семисот лет, прежде, чем город Вифлеем был вновь упомянут еще раз. начинается с истории Марии, Иосифа и Иисуса Христа — молодой пары из дома и рода Давида, которые совершают путешествие из Назарета в Вифлеем. Евангелие от Луки показывает ряд уникальных обстоятельств, которые позволили Иисусу родиться именно в Вифлееме, хотя его родители были родом из Галилеи. Они последовали указу из Рима, чтобы отправиться примерно за сто миль от Назарета в Вифлеем.

«В те дни вышел указ римского императора Августа о проведении переписи среди всего населения Римской империи. Это была первая перепись, и проводилась она в то время, когда правителем Сирии был Квириней. Каждый должен был явиться для переписи в свой город. Пошёл и Иосиф из Назарета, что в Галилее, в Иудею, в город Вифлеем, называемый также городом Давида. Иосиф отправился туда, ибо он был из рода Давида. Его имя занесли в списки вместе с именем Марии, ибо она была обручена с ним. Мария была уже беременна в то время. Когда Мария и Иосиф были в Вифлееме, Марии пришло время рожать, и она родила своего первого сына. Она запеленала Его и положила в ясли, так как для них не было места на постоялом дворе. (Евангелие от Луки 2:1-7)

Хотелось бы обратить внимание на очень скромные обстоятельства рождения Иисуса Христа. Там, в Вифлееме, первенец был оставлен на холоде, потому что не нашлось места в гостинице, и после рождения оставался в хлеву. Обратите внимание на отсутствие какой бы то ни было помощи для Марии. Это было очень вызывающе. Роды прошли незамеченно, если не считать некоторых пастухов, которые пришли, чтобы увидеть новорожденного. Там, среди ночи, пастухи рассказали, что был рожден царь.

«Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я пришёл сообщить вам добрую весть, которая принесёт ликование всем людям, ибо сегодня в городе Давидовом родился ваш Спаситель, Господь ваш. (Евангелие от Луки 2:10,11)

Но был еще один человек, который был очень заинтересован рождением этого младенца. Это был Ирод.

«Иисус родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода. Некоторое время спустя с востока в Иерусалим пришли мудрецы». (Евангелие от Матфея 2:1)

Когда до Ирода дошли вести о рождении младенца, он тут же встревожился. Мы читаем в Евангелии от Матфея об этом:

«Царь Ирод, услышав это, очень встревожился, а вместе с ним встревожились и жители Иерусалима. Тогда Ирод собрал всех первосвященников и законников и спросил их, где должен родиться Христос. Они сказали ему: «В Вифлееме, в Иудее, ибо вот что написано пророком: Ты, Вифлеем, в стране Иудейской, отнюдь не последний среди правителей иудейских, ибо из тебя придёт правитель, который станет пастырем народа Моего, Израиля». (Матфея 2:3-6, Михея 5:2)

Иосиф Флавий, иудейский историк того времени, говорит нам, что Ирод был известен своей жестокостью. Его жена и сыновья были убиты им. Он был известен, как очень эксцентричная личность. Он сильно раздражался, как только речь заходила о том, что его власть может быть под угрозой. После совета с книжниками о месте рождения Мессии, Ирод пытается уничтожить всех младенцев, которые живут в Вифлееме, от двух лет и младше. Его попытка на этот раз не удалась.

Из пророчества Михея 5 главы мы узнаем очень много важных вещей о Мессии, а также о причинах, по которым Бог выбрал именно Вифлеем для места рождения Мессии — Иисуса Христа.

— Его появление будет смиренным. Евангелие от Матфея много внимания уделяет тому, что показывает исполнение этого пророчества. Мы привыкли слышать, как цари рождаются в великолепных дворцах. Это было уникальное рождение для такого скромного места. Мария и Иосиф были из рода Давида. Они были прямыми потомками царя Давида. Тем не менее они не были богатыми, а на самом деле – даже очень бедными. Вифлеем был скромный городом. Рождение вдали от дома на холоде, ночью еще больше «усмиряет» всю эту историю.

— Его жизнь была связана с овцами и пастухами. Вифлеем был известен, как место овец и пастухов. Тот факт, что именно пастухи были во время рождения, уместен. Роль Мессии описывается, как роль Пастуха. О Мессии было пророчество, что Он будет известен, и будет править скорее как пастух, а не как политический деятель. Давид, кто является автором 22 Псалма, пишет, что значит быть овцой и пастухом. Позже Михей использует этот образ для того, чтобы описать сердце и роль Мессии. В отличие от военного лидера, Мессия будет известен, как пастырь своего народа. Кроме того, целесообразно, что именно пастухи получили известие о рождении «Агнца Божьего». Пастухи часто присутствовали при рождении ягненка. На протяжении всего Евангелия от Иоанна Иисус часто называется «Агнцем Божьим» и «Добрым Пастырем» (Евангелие от Иоанна 1:29; 10:1-10). Одна из тайн заключалась в том, как Мессия сможет выполнять эти роли одновременно: священника и царя, жертвы и жреца, ягненка и пастуха.

— Мессия должен был быть божественным. Как Мессия может быть и человеком и Богом одновременно. Это была еще одна загадка для раввинов. Очевидно, что в пророчестве Михея этот атрибут приписывается Ему, когда говорится о «Днях вечных». Только Богу это можно было приписать.

— Он принесет мир (шалом). Этот Пастырь, Царь принесет мир. Многие понимают, что этот мир не означает национальный мир, отсутствие войны или конфликта. Но гораздо более глубокий мир — мир с Богом и мир с самим собой. Все это выливается в мирные отношения с другими людьми. Только через Крест Христов человечество может примериться друг с другом, как и сказано об этом в Послании к Ефесянам 2:14-18:

«Ибо сам Он наш источник мира. Он объединил нас в один народ и разрушил преграду, созданную разобщающей стеной враждебности, принеся в жертву Своё Тело. Он покончил с законом, со всеми его правилами и уставами, чтобы обеспечить мир, создав один народ из двух в лице Своём, и через смерть Свою на кресте объединить оба народа перед Богом в едином теле и уничтожить враждебность. И тогда пришёл Он и стал проповедовать мир вам, тем, кто был далёк, и тем, кто был близок, ибо через Него мы соединились с Отцом в одном Духе. (Послание Ефесянам 2:14-18)

— Мессия придет, чтобы удовлетворить самые глубокие потребности людей. Вифлеем означает «дом хлеба». Это достойное место для Того, Кто утверждал, что Он «Хлеб жизни». Еще более символичным было помещение Его в ясли, что означает место для животного корма. Это можно считать предвестником того, как Он собирался удовлетворить внутренний голод всего человечества.

Что нас действительно поддерживает в жизни? Не материальные вещи, ни наши рабочие места или достижения, ни даже наши земные друзья и семьи. Все это не может заполнить пустоту и жажду нашей души. Наша потребность в глубоком удовлетворении нужд осуществляется только тогда, когда наши личные отношения с Богом являются реальными, и продолжают расти. Испытание прощения, смысла и цели жизни, когда нас любят и мы любим других – все это происходит от вкушения «Хлеба жизни». Кто-то однажды хорошо сказал: «Зачем довольствоваться крохами, если можно иметь «Хлеб жизни «?»

— Его влияние было распространено на весь мир, как и было предсказано «до краев земли». В Вифлееме Бог стал человеком, чтобы искупить нас. Все мы, евреи и язычники, были прокляты из-за наших грехов. Когда Бог дал нам Мессию, Он избавил нас от проклятия, как когда-то был избавлен от него и Иосиф, как потомок Иехонии (Иеремия 22:28-30). Это произошло через Марию, девственницу, через которую Бог родил Мессию. Тот, Кто стал Искупителем, родился, как человек. Как ягненок был жертвой за , так и Иисус родился в Вифлееме, чтобы взять на себя грехи всего мира. Ни одно другое рождение не вызывало столько споров, похвалы, поклонения и надежды для человечества. Ни одно другое рождение не было окружено такими большим количеством тайн, величия, как рождение этого маленького еврейского мальчика, у этой бедной и молодой еврейской пары, в этом никому не известном городе. Нужно задуматься, если Он не Мессия, то почему Он смог повлиять на мир так сильно? Конечно, никто больше не может быть описан, как «Надежда и свет для язычников» (Евангелие от Луки 2:29-32).

— Вифлеем – еще одна демонстрация Божьего пути переворота вещей с ног на голову. Бог использует впечатляющие вещи, чтобы посрамить мудрых и мирских людей.

«Для тех же, кто призван, как иудеев, так и язычников, учение в том, что Христос это сила Божья и мудрость Божья. Ибо «глупость» Божья превосходит мудрость человеческую, а «слабость» Божья сильнее силы человеческой. Вспомните же о том, когда вы были призваны Богом, братья. Не многие из вас были мудрыми по человеческим канонам. Не многие из вас были сильными. Не многие из вас были знатного рода. Вместо того Бог избрал неразумных, чтобы устыдить мудрецов, и слабых, чтобы устыдить сильных. И избрал Бог униженных и презренных «нестоящих», чтобы обратить в прах «стоящих», дабы никто не возгордился в присутствии Бога. (1 Послание Коринфянам 1:24-29) «

Так было и с выбором для места рождения Иисуса — Вифлеема. В ту ночь, когда родился Иисус, Бог застал этот мир врасплох. Великое событие в истории человечества произошло в этом маленьком городе. Все произошло без лишней «помпы». Тем не менее сегодня это событие повсеместно признано самым знаменитым днем в истории, как и Вифлеем хорошо известен повсюду.

Пророчество Михея является свидетельством вдохновения Библии и связью евреев с рождественской историей. Его глубокое значение будет непонятно для тех, кто пренебрегает изучением Библии. Каждый год туристы съезжаются в Вифлеем во время Рождества, чтобы посетить церковь Рождества, как будто Иисус там родился (в церкви)!

Пророчество Михея 5:1-5 о Вифлееме остается одним из самых замечательных мессианских пророчеств. Тот, Кто будет вечно править на престоле Давида, собирался родиться в городе Давида. Новый Завет начинается с рождения Иисуса Христа, и это не случайно, что именно в Вифлееме. Уникальные обстоятельства, окружающие Иисуса во время рождения, помогают нам увидеть прямое исполнение пророчества. Никто, кроме Иисуса, не может больше считаться Мессией. Христос и есть Мессия!

Вифлеем сегодня находится под контролем Палестины. И это вообще делает маловероятным, чтобы кто-то еще пришел оттуда в будущем.

Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная над местом рождения Иисуса Христа. Это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня - пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой.

Краткая история базилики Рождества Христова

Базилика Рождества была заложена по указанию императора Константина Великого святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

Базилика была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии. В период правления императора Юстиниана она была восстановлена. В 1009 г. при завоевания города халифом Аль-Хакимом базилика не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южная часть храма была ими отделёна и использовался как мечеть).

В византийский период базилика представляла собой церковь-усыпальницу и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. В 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Территория б азилики Рождества Христова

1. Площадь Рождества Христова;
2. Врата смиренности;
3. Неф;
4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы);
5. Лестницы в пещеру;
6. Пещеры рождества Христова;
7. Францисканский монастырь;
8. Францисканский двор;
9. Пещера святого Иеронима;
10. Церковь святой Катерины;
11. Греческий православный монастырь;
12. Греческий православный двор;
13. Армянский двор;
14. Армянский монастырь.

План базилики

План подземной части базилики (гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.)

A. Алтарь Рождества
B. Ясли
C. Алтарь Волхвов
D. Северные и южные ступени, идущие из храма
E. Вход (дверь)
F. Часовня Невинных младенцев
G. Гробница Евсевии
H. Гробница св. Иеронима
I. Гробница Павла и Евфросиньи
K. Келья св. Иеронима
L. Подъём в церковь св. Екатерины
M. Церковь св. Екатерины
N. Молельни

Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

Главное здание базилики

Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, арку которой до сих пор можно видеть наверху.

Вид через Дверь Смиренности

Комната охраны – первая комната в базилике

Колонны базилики

На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.

А это древняя купель для Крещения.

В одной из колонн есть пять крестообразно расположенных отверстий. Придание гласит, что из этой колонны вылетели пчёлы и покусали нечестивцев, собиравшихся надругаться над храмом.

А на этой колонне (греческая часть храма), в верху, можно видеть Образ Спасителя, обладающий удивительной особенностью — Он то открывает, то закрывает глаза.

Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

При проведении раскопок был вскрыт пол базилики, и под ним был обнаружен пол первого храма времён царицы Елены. Византийская мозаика пола прекрасно сохранилась…

В верхней части некоторых стен сохранились фрагменты мозаики XII века.

Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

Армянский престол в северной части базилики.

Иконостас отделяет неф от святилища церкви.

Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

Греческая (южная) часть храма.

В греческой части стоит трон для Патриарха.

Вифлеемская икона Божьей Матери также доступна для поклонения в греческойчасти храма. Большинство извесных нам икон изображают Пресвятую Деву сосредоточенной, погруженной в молитву, тревожащейся, печалящейся… А это единственный образ, где Пресвятая Богородица изображена улыбающейся, ведь именно здесь, в Вифлееме, Она была счастлива.

Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру ведут две лестницы, расположенные справа и слева от алтаря. Именно здесь родился Иисус Христос.

Северная лестница.

Северная лестница к пещерам.

Придел Яслей

Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли - это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. В середине VII века внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим.

Южная лестница в пещеру.

Ясли Христовы


Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу (около 1 х 1,3 м), устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад. За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ, изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского, ясли были сделаны из глины, а затем их выполнили из золота и серебра. Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа».

В римской базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года хранятся привезённые из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы. Их называют Sacra culla . Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами. На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII-IX веков с именами христианских святых. Точное время изготовления самих дощечек не установлено, есть мнение, что их возраст гораздо меньше, чем должен был быть у подобных деревянных пластин, если бы они действительно находились в Вифлеемской пещере при рождении Христа. Возможно эта реликвия была положена в пещеру христианами Иерусалимской церкви взамен оригинальных яслей, которые паломники в первые века разобрали как святыню.

В католическое Рождество фигурка Иисуса, из церкви Св. Екатерины, переносится в эти ясли. И выглядят они так:

Алтарь Волхвов — был построен в том месте, где, по преданию, волхвы поклонялись Сыну Божьему.

Волхвы приносят Младенцу дары: золото как царю земному и небесному (заметим, что корень «хрис» в греческом слове «Христос» означает не только «Помазанник», но и «Золото»), ладан как Богу и смирну как смертному человеку, которого ожидает погребение. Удивительно то, что дары волхвов каким-то чудом сохранились до наших дней в одном из афонских монастырей.

Вот они – золотые ажурные пластины восточной работы, а к ним приделаны шарики из ладана и высушенной смирны. Таких пластин двадцать восемь. Но, скорее всего, их было тридцать три – по числу земных лет Спасителя.

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том, что Христос родился в Вифлееме, сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая, что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Древнейшее дошедшее до нас письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу. В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем» он утверждает, что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема. Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова.

Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 году, и в сочинении «Против Цельса» он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.

Что это была за пещера и кому принадлежала, неизвестно. Скорее всего, она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд. В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы. Семья же проживает на втором этаже. Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца, чтобы можно было привязать животных на ночь. Эти пещеры использовались для содержания животных вплоть до середины XX века.

Старый дом в Вифлееме, фото 1898 года.

Ясли – кормушки для скота, в Палестине в библейские времена выглядели примерно как показано на ниже.
На фото ясли, найденные археологами на территории римской виллы в Ципори (древний Сепфорий – столица Галилеи) – это «каменный ящик». В библейские времена никогда не было деревянных яслей, основные предметы домашнего пользования делались каменными или из глины.

В конце пещеры можно видеть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в пещеру, в котором жил святой Иероним Стридонский. Увы, обычно эта дверь всегда заперта.

За этой дверкой вход в западную часть пещеры Рождества, отделенную от восточной перегородкой. Здесь был естественный вход в пещеру; позднее в ней поселился блаженный Иероним Стридонский, автор перевода Библии на народную латынь под названием «Вульгата». Тут находится келия святого подвижника, здесь же он был погребен.

Пещера — келия блаженного Иеронима Стридонского.

Место погребения блаж.Иеронима Стридонского

Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

Пещера имеет размеры 12,3×3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам.Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII веке, когда бронзовые двери V-VI веков были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны иконы.

Общий вид на Святой Вертеп.

Алтарь над Вифлеемской звездой.

Нижняя часть алтаря

Серебряная звезда на полу символизирует место, где родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 лампад (6 из них принадлежат греческой церкви, 5 – армянской и 4 – римской). За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. В то время, когда нет службы, престол закрыт специальной съемной решеткой.

Литургия здесь совершается ранним утром. Службу совершает православный арабский священник, поют греки, а молятся, в основном, русские.

Серебряная звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду. В родословии Иисуса Христа, которым начинается Евангелие от Матфея, говорится: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матф.1:17). Также было именно 14 остановок Иисуса Христа по дороге к месту казни на горе Голгофа в Иерусалиме).

Надпись на звезде на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est », что в переводе гласит: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Пещера Вифлеемских младенцев

Выходим во внутренний двор храма, это уже территория греческого православного монастыря. Слева, под каменным навесом – вход в другие пещеры.