Цитаты        11.04.2024   

Вятские святые. Молитва собору Вятских святых

Святой преподобный Трифон Вятский

Преподобный Трифон (в миру Трофим) родился в 1546 г. в далеком архангельском селе Малая Немнюжка, в семье зажиточных крестьян Димитрия и Пелагеи Подвизаевых. Отец умер рано, и Трофима воспитывали мать и старшие братья, которым он привык во всем повиноваться. Уже с ранних лет он мечтал об иноческой жизни, стремился удалиться от мирского. В его душу глубоко запали слова услышанного им церковного поучения: «Храните измлада чистоту духовную и телесную. Ибо кто сохранит чистоту и восприемлет на себя ангельский иноческий образ, того Господь Бог сопричислит к избранным своим». Вот почему, когда подошло время жениться, Трофим отказался от этого. Родные настаивали на женитьбе, и юноша вынужден был покинуть родительский дом. В Великом Устюге он обрел духовного отца – священника Иоанна, а потом перешел в городок Орлов на реке Каме. Здесь он вел жизнь юродивого, ночуя на церковной паперти.

Однажды зимой его, беззащитного, столкнули вниз с отвесного берега реки люди солепромышленников Строгановых. На него обрушился огромный снежный сугроб. «Шутники» пожалели и откопали Трофима. А дальше случилось необъяснимое: несмотря на мороз, от него распространялось необыкновенное тепло. Об этом узнал Иаков Строганов и попросил блаженного помолиться о своем единственном сыне, который был тяжело болен. По молитвам блаженного тот выжил. Так уже в юности у преподобного Трифона явился дар исцеления. Вскоре он воскресил умершего младенца.

В 22 года Трофим пришел в монастырь под Соликамском и принял монашество с именем Трифон. От суровых послушаний он вскоре заболел. Более сорока дней он не мог подняться, не спал, не ел. Однажды, когда он был в забытье, ему явился Ангел Господень. Трифон последовал за ним по воздуху, видел только чудный свет, и вдруг великий глас остановил Ангела: «Ты поспешил взять его, верни туда, где он был». Ангел вернул преподобного в келью и стал невидим, а Трифон начал горячо молиться. Вдруг он заметил у одра старца в светлой одежде, с крестом в руках: это был Николай Чудотворец. «Встань и ходи», — сказал он болящему, поднял его за руки и благословил крестом.

После тяжелой болезни преподобный Трифон усилил подвиги. Он начал совершать чудеса исцеления, а потом, покинув монастырь, пошел на место, указанное ему свыше, – туда, где жили языческие племена ханты и манси. Язычники совершали жертвоприношения около огромной ели, в магическую силу которой верили даже некоторые христиане. Тогда преп. Трифон решил последовать примеру преп. Авраамия Ростовского. Четыре недели постом и молитвой готовился преподобный к этому и, призвав имя Иисуса, срубил ритуальную ель и сжег. Видя это, язычники воскликнули: «Велик Бог христианский!» и стали принимать святое крещение.

Господь вложил преподобному Трифону помысел держать путь в Вятскую землю, где тогда не было еще ни одной иноческой обители. В начале 1580 года блаженный пришел в Хлынов (Вятку). Здесь он усердно молился перед Великорецким чудотворным образом святителя Николая. Узнав о том, что в Слободском есть недостроенная деревянная церковь, Трифон попросил жителей города пожертвовать ему сруб. Разобранную церковь переправили по реке к Хлынову, но плоты сели на мель и стали увязать в песке. Инок сотворил молитву, после которой волны подняли плоты и они благополучно пристали к берегу. Вятчане показали небрежение к святому делу – строительству монастыря, но Господь вразумил их.

В тот год со дня Успения до Рождества Богородицы шли проливные дожди. В ночь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы благочестивому поселянину Никите Кучкову было видение: Божия Матерь, явившись с Небесными Силами и Иоанном Предтечей, сказала жителям Хлынова: «Вы обещались построить монастырь во имя Мое, почему же ныне забыли свое обещание? Строитель, данный вам Богом, скорбит и в молитвах непрестанно просит об этом Господа, а вы презираете его. Если же ныне не исполните Моего повеления, постигнет вас гнев Божий». Утром Никита рассказал о повелении Пречистой. В этот же день, после праздничной литургии, горожане с крестным ходом пришли на место будущей обители и заложили церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и дождь прекратился. Вокруг возведенного храма вскоре появились кельи, так как многие, услышав о великом подвижнике, приходили в обитель и постригались в ней. Благочестивые вятчане собрали деньги, на которые был возведен еще один храм – во имя Успения Божией Матери. Святейший патриарх Иов возвел блаженного Трифона в сан архимандрита. Став настоятелем многолюдной обители, игумен Трифон не ослаблял свои иноческие подвиги: носил вериги и власяницу, в его келье были только книги и иконы.

Житие преподобного Трифона – это пример служения Господу, пример иноческого смирения и покорности. В своем завещании святой написал: «Собранное о Христе стадо, — отцы и братия! Послушайте меня грешного. Молю вас: Бога ради и Пречистыя ради Богородицы имейте духовную любовь между собою и друг друга не осуждайте. Келейные молитвы со страхом совершайте, а церковное пение не мозите прогулять. Аще кое и дело есть, бежи во церковь Божию на пение духовное… И Бога ради, по моем животе меня грешного не забывайте, но поминайте всегда, и сами от Бога поминовены будете».

Мощи преп. Трифона были обретены в 1684 году при постройке каменной церкви Успения Божией Матери, под спудом которой они пребывают до настоящего времени.

Вятский Успенский Трифонов монастырь возвращен Церкви (соборный храм освящен 25 августа 1991 года), и сейчас в нем возрождена иноческая жизнь. У раки чудотворца вновь теплятся свечи. На святом источнике с целебной водой (там преподобному явилась Божия Матерь) сооружена часовня. А весной 1993 года произошло чудо: на берегу реки была найдена старинная икона преп. Трифона. В 1994 году Свято – Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и совершил в нем Божественную Литургию.

Память преподобного Трифона Вятского Святая Церковь празднует 8 (21) октября.

По материалам книги «Акафист и житие преподобного Трифона, Вятского чудотворца».

«Яко образы добродетелей и молитвы плод богодарованный земля Вятская приносит Ти, Господи Боже, вся святыя в той пожившия и просиявшия, тех молитвами и Богородицы соблюди ненаветно отечество наше».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2007 году было учреждено празднование Собора святых, в Вятской земле просиявших. Оно совершается ежегодно 8 (21) октября , в день памяти преподобного Трифона Вятского. Этот праздник в честь своих небесных покровителей Вятская епархия обрела к 350-летнему юбилею. По предложению митрополита Вятского и Слободского преосвященнейшего Хрисанфа, в собор вошли преподобные Трифон Вятский, Леонид Устьнедумский, Стефан Филейский, Матфей Яранский, святой блаженный Прокопий Вятский, исповедник Виктор - епископ Глазовский, священномученики Михаил Тихоницкий, Николай Подьяков, Виктор Усов, Анатолий Ивановский и Прокопий Попов, архимандрит Александр (Уродов) - исповедник, мученица Нина Кузнецова. Собор Вятских святых – это один из наиболее молодых праздников Русской Православной Церкви.

8 (21) октября – это и день памяти преподобного Трифона, архимандрита Вятского. Он родился в далеком архангельском селе, в благочестивой крестьянской семье. С юных лет он почувствовал призвание к монашеской жизни и потому, когда родители решили женить его, тайно ушел из дома в город Устюг, где жил, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он перешел в городок Орел, и единственным пристанищем там стала для него церковная паперть. Холод, голод, насмешки и издевательства - через все это прошел он с поистине христианским смирением и покорностью. Монашеский постриг с именем Трофим принял он в Пысковской обители на Каме от игумена Варлаама. Он не пропускал ни одной службы и усердно нес послушание в монастырской пекарне, порой изнуряя себя непосильным трудом. Будучи строгим подвижником, преподобный Трифон носил власяницу и тяжелые вериги. Даже после тяжелой дневной работы он не прекращал своих духовных подвигов и все ночи проводил в молитвах. Чтобы разогнать сон, он обнажал до пояса свое тело для комаров и мошек. Питался только хлебом и водой. Так один из самых молодых монахов стал примером для всей братии, которая удивлялась его смирению, терпению, послушанию и любви. А когда он тяжело заболел и в течение сорока дней не мог ни есть, ни пить, ему явился Святитель Николай и, исцелив, укрепил в подвиге. В поисках уединения преподобный ушел в безлюдные места к устью реки Мулянка. Остяки и вогулы, жившие там, были язычниками, и преподобный Трифон обратил их в христианство. Потом он отправился к реке Чусовой и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Велик подвиг преподобного Трифона, неизмеримо его ревностное служение Господу. Душа его жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Главным делом всей его подвижнической жизни стало основание монастыря на Вятке. Сюда пришел он по велению Божию. Но не сразу вятские жители поверили ему, показав равнодушие к строительству монастыря. И Господь вразумил их. С Успения Пресвятой Богородицы и до Ее Рождества на Вятке шли проливные дожди. И вот в ночь на Рождество Свое Она явилась одному из вятских жителей и сказала: «Вы обещались построить монастырь во имя Мое, почему же ныне забыли свое обещание? Строитель, данный вам Богом, скорбит и в молитвах непрестанно просит об этом Господа, а вы презираете его. Если же ныне не исполните Моего повеления, постигнет вас гнев Божий». В тот же день после праздничной литургии в городе прошел крестный ход на место будущей обители, была заложена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Так началась история Успенского Трифонова монастыря.

Ни на день не оставлял великий подвижник свои иноческие подвиги, много трудился, был великим молитвенником за землю Вятскую и ее жителей. Много скорбей, незаслуженных обид и оскорблений пришлось перенести ему. Все он принял с христианской покорностью, со смирением, без ропота. Святой оставил завещание всем нам: «Собранное о Христе стадо – отцы и братия! Послушайте меня грешного. Молю вас: Бога ради и Пречистыя ради Богородицы имейте духовную любовь между собою и друг друга не осуждайте. Келейные молитвы со страхом совершайте, а церковное пение не мозите прогулять. Аще кое и дело есть, бежи в церковь Божию на пение духовное…И Бога ради, по моем животе меня грешного не забывайте, но поминайте всегда и сами от Бога поминовены будете».

Святой отошел ко Господу 8 (21) октября 1612 года. Перед смертью преподобный Трифон принял схиму. Исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, подвижник скончался. Когда монахи пришли в его келью, она была исполнена благоухания, лицо его сияло, а с тела сами собой спали вериги.

Ученики преподобного Трифона Вятского шли в разные города и села Вятской губернии, неся людям свет веры Христовой, а его завещание стало духовным наставлением многим поколениям православных христиан. Переселившись в небесные обители, преподобный не оставил своим заступлением монастырь и город, ставший для него родным. Основанная им обитель стала духовным центром Вятского края.

По молитвам Трифона Вятского множество подвижников, исповедников, мучеников Христовых восстали на Вятской земле, прославив ее. А потому в день памяти преподобного Трифона, 21 октября, совершается празднование в честь Собора всех святых, в земле Вятской просиявших.

« Днесь земля Вятская ликует, прославляя вся зде Богу угодившия, тии ныне предстоят в Церкви и со всеми святыми за ны молятся Вышнему, даровати нам велия милости». Кондак, глас 3.

По материалам православных изданий.

Страницы: 1

Собор Вятских святых

Житие

Про-слав-ле-ние со-бо-ра Вят-ских свя-тых со-сто-я-лось в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 350-ле-тия Вят-ской епар-хии в день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Три-фо-на Вят-ско-го, 21 ок-тяб-ря 2007 го-да, в Успен-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Три-фо-но-ва муж-ско-го мо-на-сты-ря мит-ро-по-ли-том Вят-ским Хри-сан-фом. Празд-но-ва-ние со-бо-ра бы-ло уста-нов-ле-но на тот же день. Сре-ди про-слав-ля-е-мых в нем угод-ни-ков Бо-жи-их:

  • Прп Три-фон Вят-ский († 1612, па-мять 8 ок-тяб-ря)
  • Блж. Про-ко-пий Вят-ский († 1627, па-мять 21 де-каб-ря)
  • Прп. Лео-нид Усть-не-дум-ский († 1654, па-мять 17 июля)
  • Прп. Сте-фан Филей-ский († 1890)
  • Сщ-мч. Ни-ко-лай (По-дья-ков), прот. († 1918)
  • Сщ-мч. Про-ко-пий (По-пов), прот. († 1918)
  • Сщ-мч. Ана-то-лий (Ива-нов-ский), свящ. († 1918)
  • Сщ-мч. Вик-тор (Усов), свящ. († 1918)
  • Сщ-мч. Ми-ха-ил (Ти-хо-ниц-кий), свящ. († 1918)
  • Прп. Мат-фей Яран-ский († 1927)
  • Исп. Вик-тор (Ост-ро-ви-дов), еп. Гла-зов-ский († 1934)
  • Мц. Ни-на (Куз-не-цо-ва) († 1938)
  • При-сп. Алек-сандр (Ору-дов), ар-хим. († 1961, па-мять 14 ав-гу-ста, 5 сен-тяб-ря)

Молитвы

Тропарь Собору Вятских святых

Я́ко о́бразы доброде́телей/ и моли́твы плод богодарова́нный/ земля́ Вя́тская прино́сит Ти, Го́споди Бо́же наш,/ вся святы́я в той пожи́вшия и просия́вшия,/ тех моли́твами и предста́тельством Богоро́дицы// соблюди́ ненаве́тно оте́чество на́ше.

Перевод: Как примеры добродетелей и плод молитвы богодарованный земля Вятская приносит Тебе, Господи Боже, всех святых в ней живших и просиявших, по молитвам их и Богородицы сохрани в безопасности от ухищрений (вражеских) отечество наше.

Кондак Собору Вятских святых

Днесь земля́ Вя́тская лику́ет,/ прославля́ющи вся зде Бо́гу угоди́вшия,/ ти́и бо ны́не предстоя́т в Це́ркви/ и со все́ми святы́ми за ны мо́лятся Вы́шнему,// дарова́ти нам ве́лия ми́лости.

Перевод: Сегодня земля Вятская радуется, прославляя всех здесь Богу угодивших, которые сейчас предстоят в Церкви и со всеми святыми молятся о нас Всевышнему даровать нам великие милости.

Молитва Собору Вятских святых

О, всеблаже́ннии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии по́двиги свои́ми зе́млю Вя́тскую освяти́вшии и телеса́ своя́ в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не в день о́бщаго торжества́ мы, гре́шнии, ме́ньшая бра́тия ва́ша, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ши по́двиги, ублажа́ем свято́е житие́, прославля́ем ди́вная чудеса́ и восхваля́ем богоподража́тельную любо́вь. О, сро́дницы на́ши, от дней Три́фона преподо́бнаго, архимандри́та Вя́тскаго, до после́дних време́н подвиза́вшияся и просия́вшия! Помяни́те не́мощь на́шу и испроси́те у Христа́ Бо́га ми́лости, да и мы, преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго Оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Про-слав-ле-ние со-бо-ра Вят-ских свя-тых со-сто-я-лось в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 350-ле-тия Вят-ской епар-хии в день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Три-фо-на Вят-ско-го , 21 ок-тяб-ря 2007 го-да, в Успен-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Три-фо-но-ва муж-ско-го мо-на-сты-ря. Празд-но-ва-ние со-бо-ра бы-ло уста-нов-ле-но на тот же день. Сре-ди про-слав-ля-е-мых в нем угод-ни-ков Бо-жи-их:


  • Прп Три-фон Вят-ский († 1612, па-мять 8 ок-тяб-ря)

  • Блж. Про-ко-пий Вят-ский († 1627, па-мять 21 де-каб-ря)

  • Прп. Лео-нид Усть-не-дум-ский († 1654, па-мять 17 июля)

  • Прп. Сте-фан Филей-ский († 1890)

  • Сщ-мч. Ни-ко-лай (По-дья-ков), прот. († 1918)

  • Сщ-мч. Про-ко-пий (По-пов), прот. († 1918)

  • Сщ-мч. Ана-то-лий (Ива-нов-ский), свящ. († 1918)

  • Сщ-мч. Вик-тор (Усов), свящ. († 1918)

  • Сщ-мч. Ми-ха-ил (Ти-хо-ниц-кий), свящ. († 1918)

  • Прп. Мат-фей Яран-ский († 1927)

  • Исп. Вик-тор (Ост-ро-ви-дов), еп. Гла-зов-ский († 1934)

  • Мц. Ни-на (Куз-не-цо-ва) († 1938)

  • При-сп. Алек-сандр (Ору-дов), ар-хим. († 1961, па-мять 14 ав-гу-ста, 5 сен-тяб-ря)

Киров (Вятка), расположен на реке Вятке, в 896 км к северо-востоку от Москвы. Город считается меховой и торфяной столицей России.

Киров (Вятка) был основан в 1181 г. новгородцами. В одно время этот город являлся даже главной резиденцией Суздальских князей. В 15 веке в городе был возведён деревянный кремль, а бывшая Вятка переименована в Хлынов. В конце этого века город перешёл под власть государства Московского, а в начале 18 века был отнесён сперва к Сибирской губернии, а затем к Казанской. Обратно в Вятку город переименовали при Екатерине II, одновременно образовав Вятскую губернию. С тех пор он быстро развивался, и в 19 веке жизнь здесь уже била ключом. Революционные события и воцарение власти Советов в этом смысле мало повлияли на город; разве что в 1934 г. он получил новое — и последнее на сегодняшний день — имя. Да ещё иностранцев перестали сюда пускать: в Кирове вовсю работали предприятия оборонной промышленности, а также был открыт военно-биологический институт. В 1950-е и 1970-е гг. население Кирова резко возрастало и сегодня уверенно подбирается к полумиллиону человек .

С 1934 года город Киров носил имя С. М. Кирова, активного участника Октябрьской революции при этом сам Киров в этом городе (в то время называемым Вятка) ни разу не был.


12 декабря 1993 года, вместе с референдумом по принятию в России новой Конституции, в Кирове был проведён опрос населения по поводу возвращения городу названия Вятка. Большинством голосов решение о переименовании было отклонено . В 1997 году был организован повторный опрос горожан по этому же вопросу, показавший, что мнение горожан не изменилось.

Ещё один интересный революционный факт, большинство личного состава крейсера "Аврора" составляли уроженцы города Вятка.

Несмотря, что название города Киров существует с 1934 года, сам город старинный с огромным количеством достопримечательностей, с множеством музеев, с хорошо сохранившимся историческим центром. С 1970 г. Киров гордо носит звание исторического города России, что вполне понятно: здесь находится около 35 памятников одного только федерального значения. Лишь ради одного археологического памятника под Котельничем, где уже откопали (и продолжают откапывать) несметное количество костей динозавров, многочисленные туристы спешат в Киров.

Город Киров (Вятка), это ещё и город богатого духовного значения . Во-первых, здесь много прекрасных церквей и храмов.



Так, будучи в городе, нельзя обойти вниманием с прекрасными Успенской и Никольской церквями.
Мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в городе Кирове. Монастырь основан святым Трифоном Вятским в 1580 году по граммоте царя Ивана грозного.

Отсюда берёт своё начало один из самых больших крестных ходов России, Великорецкий, начинается и заканчивается в Кирове , в Успенском соборе Свято-Успенского Трифонова монастыря. Он добирается до села Великорецкого и возвращается обратно, проходя полторы сотни километров.

Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня.


В Кирове большая католическая община, а потому с 1903 года существует католический храм Пресвятого Сердца Иисуса, в храме ныне открыт органный концертный зал, а приход совершает службы в церковном доме.

Сама история католиков Кирова очень трагическая. В 1937—1938 годах все активные вятские католики были репрессированы, священник с литовскими корнями Франциск Будрис расстрелян. Священника увезли в Уфу сильно били на допросах, требуя признания в том, что он французский шпион, и даже держали на снегу, так что он отморозил ноги и получил воспаление легких. Однако каждый раз, возвращаясь в камеру, о. Будрис постоянно молился, всячески поддерживал сокамерников, повторяя: «Бог нас не оставит"".В 2003 году начался сбор документов о канонизации священника Франциска Будриса в лике святых .

Только в 90е годы приход возобновил свою деятельность, но город отказывается передавать церковь общине. Несколько раз католики получали возможность провести мессу в здании храма, несмотря на противодействие администрации концертного зала.
В городе очень много храмов. Одна из красивейших, это церковь Св. Пантелеймона.


В Кирове имеется и армянская церковь Христа Всеспасителя, выстроенную в 2003 г. На богослужения в неё собирается несколько сотен человек.

Женский монастырь в Вятке был основан в 1624 году, однако на протяжении всей своей истории был второстепенным в тени главного Успенского мужского монастыря. После советского запустения монастырь сегодня больше похож на обычный старый квартал.

Киров, это ещё и духовный центр старообрядчества , а потому в городе имеется молельный дом старообрядцев.
Ну и конечно же имеется Соборная мечеть и для мусульман .


Собор Серафима Саровского


В городе Кирове и Вятской епархии имеются следующие святыни: Свято-Успенский Трифонов монастырь : преп. Трифон Вятский (XVI в.). Свято-Троицкий женский монастырь : свт. исп. Виктор Глазовский (ХХ в.). Серафимовский храм : список «Великорецкой» иконы свт. Николая. Филейское кладбище : могила преп. Стефана Филейского (XIX в.). Храм Св. Новомучеников и Исповедников Российских на Филейке: икона муч. Пантелеимона Целителя (келейный образ преп. Стефана).

ЯРАНСК . Часовня на кладбище: преп. Матфей Яранский (ХХ в.).

ОРЛОВ . Кладбище : могила сщмч. Михаила Тихоницкого (ХХ в.).

Конечно, самый великий святой для этой земли, это святой преподобный архимандрит Трифон Вятский , уроженец Архангельской области, живший в 16-17 веках. Монах с 22 лет, основатель двух Успенских монастырей. Вёл аскетически суровой образ жизни, что не всегда нравилось монахам, которые не выдерживали строгости и выгоняли своего же архимандрита из монастыря. Ему приходилось уходить жить на Соловки и в Коряжемский монастырь.
Интересный факт, что этот святой бывал в казани и встречался там с будущим Патриархом Ермогеном и предсказал ему патриаршество и мученическую кончину. Потом Святой Трифон получил исцеления руки от мощей святого преподобного отрока Артемия Веркольского . И сам Трифон встречался со святым блаженным Прокопием Вятским , когда тому ещё было от роду 12 лет и смог исцелить его от болезни .
Умирать Св.Трифон пришёл сюда же в современный ныне город Киров и просил монахов изгнавших его из родной созданной им же обители, дать ему последний приют. В своём предсмертном завещании святой Трифон заповедовал ни кого и ни когда не осуждать, молиться в кельи со страхом божьим, ни когда не пропускать церковных служб, вначале отдавать Божие Богу, а потом уже заниматься другими личными делами .


Множество людей получало исцеления от молитвы ко святому, не случайно в каноне этому святому есть такие слова: "О, чудо предивное, только от одного призыва, болящии принимают исцеления твоим явлением, преславный Трифоне, от бед и напастей освобождаются твоими к Богу молитвами.
Не забудь посещать своих чад, поминай нас чтущих святую память твою, да мы все с благодарностью поём тебе, радуйся премудрый Трифон, наставник всех монахов.
Сегодня мы твою память, всечестный наш отец преподобный Трифон, совершаем, пришёл к тебе всякий возраст, требовать твоей помощи и заступления. Усердно просим тебя, поминай всех нас у престола Господа Славы, чтущих священную память твою
".



А ещё Киров — родина дымковской игрушки.

Интересный факт, Главная башня Московского кремля , на которой установлены куранты — Спасская башня , была названа в честь вятской иконы Спаса Нерукотворного , доставленной из Хлынова в Москву крестным ходом в 1647 году , а один из приделов Храма Василия Блаженного — в честь другой вятской святыни — Великорецкого образа святителя Николая .



В Кирове старые особняки и жилые дома в историческом центре тоже выглядят очень интересно. Чего стоит один дворец, который был возведён Чарушиным для купца Булычева!
Но в городе достаточно и менее вычурных, но от этого не менее интересных домов 19 века, а также любопытных советских построек. Можно, к примеру, обратить внимание на здание музейно-выставочного центра «Диорама»; если не зайти внутрь, чтобы полюбоваться картиной, то хотя бы оглядеть асимметричное здание со скульптурой «Бегущей по волнам» снаружи, гуляя по обширному парку им. Кирова.



Киров — город большой, но достаточно зелёный. Здесь есть несколько прекрасных парков — тот же Кирова, или Александровский публичный сад с красивой ротондой, или парк им. Гагарина. Ещё есть интересный ботанический сад, где особенно понравится любителям лилий и пионов.


А ещё — горнолыжный центр практически в центре города.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в 1848-1855 годах отбывал в Вятке ссылку . Что стало прототипом города Глупова — Рязань и Тверь, где он был вице-губернатором, или Вятка, куда он попал не по своей воле, спорят до сих пор. Как бы то ни было, простенький деревянный домик в 1968 году стал музеем. Правда, личных вещей писателя не сохранилось, а интерьеры воссозданы — но вполне передают дух эпохи.

Яко образы добродетелей и молитвы плод богодарованный земля Вятская приносит Ти, Господи Боже, вся святыя в той пожившия и просиявшия, тех молитвами и Богородицы соблюди ненаветно отечество наше.

Днесь земля Вятская ликует, прославляя вся зде Богу угодившия, тии ныне предстоят в Церкви и со всеми святыми за ны молятся Вышнему, даровати нам велия милости.

Молитва собору Вятских святых

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии подвиги своими землю Вятскую освятившии и телеса своя в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне в день общего торжества мы грешнии меньшия братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваши великия подвиги, ублажаем ваше святое житие, прославляем ваша великия чудеса, восхваляем вашу богоподражательную любовь. Вси святии сродницы наши от дней великаго Трифона преподобнаго архимандрита Вятского до последних времен подвизавшияся и просиявшия, помяните немощь нашу и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего да и мы безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры в пристанище вечного спасения достигнем и в блаженных обителях горняго отечества вкупе с вами и со всеми святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Ему же со Превечным Отцем и Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех во веки веков. Аминь.

Предмет Искусство (музыка) – 8 класс

Тема: «Святые земли Вятской».

Тип урока : урок изучения и закрепления нового материала, путешествие по родному краю.

Проблема : каких святых вятской земли мы знаем, какими качествами должен обладать святой человек.

Задачи : создать условия для формирования образа Святых земли Вятской, узнать какими качествами должны обладать святые, показать их неоценимую роль в формировании духовного облика вятской земли.

Понятия : икона,святые, преподобный, блаженный, святитель, язычество, христианство, мощи, заповедь, Великорецкий крестный ход, священноисповедник, священномученник, святой.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение, самостоятельная работа с текстом, пословицами, словом).

Используемая наглядность : компьютерная презентация

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Предметные результаты:

Узнают понятия : святые, преподобный, блаженный, святитель, мощи, священноисповедник, священномученник, святой.

Научатся : узнавать образы святых, объяснять, что их объединяет и чем они отличаются друг от друга, эмоционально выражать свое отношение к святым, находить в тексте особенности жизненного пути святых, участвовать в коллективном воплощении образов святых, выражая свое мнение в общении со сверстниками, учителем, рассуждать о значении вятских святых в формировании духовного облика нашей малой родины.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные : выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективу в свою работу, анализировать результаты собственной и коллективной работы, выражать в словесной форме образ святого.

Познавательные : использовать общие приемы решения задач, осуществлять поиск необходимой информации, уметь давать характеристику образа святого, рассуждать о значении святых в формировании духовного облика вятской земли.

Коммуникативные : проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, работать в паре, группе, слушать собеседника, отвечать на вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.

Личностные результаты:

Представлять образ святого, образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие Вятки, демонстрировать позицию активного слушателя, владеть навыками оценки и самооценки своей деятельности, проявлять познавательный интерес к вятским святым, понимать чувства вятских святых и сопереживать им, понимать связь духовно-нравственного содержания в жизни земли Вятской, проявлять устойчивое положительное отношение к урокам краеведения.

Домашнее задание (предварительное):

1ученик (сообщение): «Великорецкий крестный ход».

2 ученик (сообщение): «С вященноисповедник Виктор – епископ Вятский и Глазовский».

3 ученик (сообщение): «Священномученник Михаил Тихоницкий».

4 ученик: выучить стихотворение «Святой».

Ход урока

I . Организационный момент.

Приветствие. Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку.

II . Целеполагание и мотивация.

Ребята, посмотрите на следующий слайд (слайд 1 ). Что на нём вы видите? (иконы)

А что такое икона? (изображение святого или события из священного писания)

А каких святых вы знаете? (Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Александр Невский, Ксения Петербургская, Прасковья Пятница, великомученик и целитель Пантелеймон и другие святые )

Молодцы. На Руси всегда понимали, ценили и почитали икону. Для православных людей икона в доме - главная святыня. Перед иконами совершаются все важнейшие события в жизни русской семьи. Освящённые, намоленные иконы берегут в доме мир и покой.

Невозможно представить православный храм или дом без икон. Только нужно помнить, что, когда мы молимся перед образом Спасителя, Божией Матери или святого мы молимся не иконе, а первообразу – Богу или святому, который на ней изображен.

Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о святых )

А изучаете, вы какой предмет? (краеведение )

Поэтому как называется тема нашего урока? (Святые Вятки )

Итак, тема нашего урока – Святые земли Вятской – слайд 2 (учащиеся записывают тему в лист знаний, который вклеят в тетрадь дома).

III . Актуализация знаний.

- Как вы думаете, кто такие святые? (это люди, которые вели правильную жизнь, угодили Богу).

Правильно. Живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. Они любили Бога, любили людей, исполняли заповеди Божии. Вера преобразила этих людей и навсегда соединила с Богом. Им тоже можно молиться.

Самих же святых называют по-разному: преподобные, святители, блаженные. Называют их так потому, что у каждого из них была своя жизнь, свои подвиги (слайд 3 ).

А что означает слово преподобный? (очень подобный, подобный святым, Богу )

Правильно. Это люди, которые в монастырях и в пустынях проводили свою жизнь в посте и молитве. А блаженные? (безумные, юродивые; те, кто ведут праведный образ жизни, обладают даром прорицания; благо ищет, в мире горним живет, например Василий Блаженный).

- А что означает слово святитель? (просвещенный, несет свет людям, свет веры, правду, святой монах )

Когда же появились святые в нашей стране? Давайте вспомним историю (слайд 4 ). Какая религия была изначально на Руси? (язычество )

Что означает язычество? (люди поклонялись богам стихийных сил природы, воевали и враждовали друг с другом)

А каким образом возникло христианство? (князь Владимир (слайд 5 ) решил объединить всех людей, решил выбрать веру в единого Бога. Сначала князь Владимир был крещен сам, а затем и все жители русских сел и городов).

IV . Изучение нового материала.

Ну а сейчас я предлагаю вам узнать о вятских святых (слайд 6 ), выполнив таблицу. Для этого вы распределитесь по рядам: 1 ряд - Преподобный Трифон вятский; 2 ряд – Блаженный Прокопий; 3 ряд - Святитель Никола Великорецкий , в ходе работы будет заполнена таблица в листе знаний.

Таблица Святые земли вятской

Родина - село Малая Немнюжка

Родина – деревня Корякинская, около города Хлынова

Родина - Ликия (римская провинция) Малая Азия

Имя в миру - Трофим Подвизаев

Имя в миру – Прокопий Плушков

Имя в миру - Николай Марликийский

Событие - в юности, после проповеди священника решил посвятить себя служению Богу

Событие - на поле в него попала молния, и он повредился умом, исцеление Трифоном вятским,

Событие - был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь

основатель Трифонова монастыря

подвиг юродства - предугадывал выздоровление или смерть больных, предупреждал о пожарах

благотворительность, чудеса, умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных, покровитель земледельцев, моряков и путешествующих,

Великорецкий крестный ход

мощи в раке Успенского собора Трифонова монастыря

мощи в Успенском соборе Трифонова монастыря

мощи в базилике святого Николая в Барии (южная Италия)

Ребята зачитывают ответы в таблице – 1 группа (слайд 7-8 )

Молодцы. Бог наставил преподобного Трифона идти в Вятскую землю. Когда он достиг реки Вятки, то вся природа радовалась святому: вода, освященная молитвой, стала сладка, деревья склонялись, приветствуя его. Здесь он усердно молился перед Великорецким чудотворным образом Святителя Николая Мирликийского, помня о его помощи в начале своего пути, когда болел. Тогда ему было 22 года, он только принял постриг. Более 40 дней не мог он подняться, не спал и не ел. Однажды, когда он был в забытьи, ему явился старец в светлой одежде, с крестом в руках. Это был Святитель Николай Мирликийский. «Встань и ходи», - сказал великий Чудотворец, благословив больного крестом. И он встал.

Горожане полюбили незнакомого странника, и когда он обратился к ним с просьбой основать монастырь за рекой Засорою, согласились и послали преподобного за разрешением к Митрополиту Московскому и всея Руси Антонию. Преподобный в Москве был посвящен в сан священника, вернулся в Хлынов, с грамотой на землю для монастыря. Много препятствий было при строительстве обители. Когда собралось до 40 иноков и храм стал тесен, горожане помогли построить новую большую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный все передавал на нужды обители, которая росла и крепла.

Скажите, а чем знаменит Успенский собор Трифонова монастыря? (в соборе хранилась Евангелие, писанное прп. Трифоном, его вериги и посох из черного дерева, мощи преподобного)

Ребята, а что такое мощи? (кости ). Мощи – это нетленные останки святых, которые хранятся в специальных раках – ковчегах, мощные, сильные кости (слайд 9 ).

Мощи от слова мощь, т.е. сила. От святых мощей исходит большая исцеляющая сила. Но вот только исцеляет Господь молитвами святого далеко не каждого. Как вы думаете, почему? (человек грешен, плохо себя ведет, ненависть, воровство, зло )

По православному вероучению, причина болезней – нарушение Божьих заповедей: непочитание родителей, зависть, обиды, обман, клевета, злоба, ненависть, воровство, своеволие… Исцеление получают те люди, которые осознали причину своих болезней и поняли, что жить, творя зло, нельзя.

А теперь, я предлагаю перейти к святому Блаженному Прокопию (слайд 10 ).

Зачитывают ответы в таблице (слайд 11)

30 лет находился блаженный Прокопий Вятский в юродстве. Несомненно, что преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий были связаны крепкими духовными узами. Блаженный Прокопий Вятский был с честью погребен в Вятском Трифоновом Успенском монастыре. В 17 в. одна девушка из Слободского уезда, Марфа Тимофеева, была сильно больна. После молитвы в Вятском Успенском монастыре ей было видение: два святых предстали перед ней, обещали исцеление; вскоре она выздоровела.

- И остается 3 ряд - святитель Никола Великорецкий – слайд 12 (зачитывают ответы в таблице ).

Правильно, он пр ославился многими подвигами и чудесами, много занимался благотворительностью. Почти семнадцать веков прошло после кончины Мирликийского чудотворца, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Тысячи храмов посвящены святителю, написано множество икон с изображением святого, среди которых прославились чудотворные и особо чтимые образы.

А скажите ребята, как называется знаменитый крестный ход Вятской земли (великорецкий крестный ход, село Великорецкое).

Сообщение ученика 1.

С 3 по 8 июня в Кировской области проходит Великорецкий крестный ход. За 5 дней пути паломники проходят 150 км. Великорецкому крестному ходу более 600 лет. Он посвящен явлению образа Николая Чудотворца на берегу реки Великой.

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая (слайд 13 ). Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма.

Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов. Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место её явления (слайд 14 ). Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли - Великорецкий крестный ход. Крестный ход изначально совершался по рекам Вятке и Великой в конце мая по старому стилю. В конце 18 века был утвержден (слайд 15 ) сухопутный маршрут. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское и др.

В 2013 году по подсчетам число паломников составило 32000 человек(слайд 16 ).

Молодцы ребята. В 20 веке у церкви, как и у представителей других религий России, была трудная судьба. В 1917 г. в России произошла революция, царь Николай 2 был свергнут. Власть в стране захватила партия большевиков, враждебно настроенная в отношении любой религии. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы уничтожали, многие верующие, представители духовенства были сосланы и даже убиты.

А кого из священноисповедников вы знаете?

Сообщение ученика 2 (слайд 17).

Например, священноисповедник Виктор – епископ Вятский и Глазовский известен тем, что остался верен Богу не отказался от него в годы советской власти. Даже, когда находился на Соловках он был благодушен, с любовью относился к другим. Очень вятских людей любил и говорил: «Хоть бы мертвым меня мимо Вятки пронесли». В 1997 г. Его мощи в селе Нерице (Коми) обрели, и затем вспомнили, что он говорил – и привезли в Вятку. Сейчас его мощи находятся в Спасо-Преображенском женском монастыре. Над мощами та самая икона Спасителя, перед которой владыка молился до конца своих дней.

Так, что значит священноисповедник? (те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти ).

Правильно, он трудностей не испугался, верным Богу остался. А теперь перейдем к священномученнику.

Сообщение ученика 3 (слайд 18).

Священномученник Михаил Тихоницкий за веру не только пострадал но и жизнь отдал. Почти 40 лет отслужил в Орлове. Один без матушки 6 детей поднял. 2 сына стали архиереями, третий - учителем в Прибалтике. 3 дочерей – талантливыми учителями. А убили его большевики в 1918 году за службу церковную.

- Так кто такие мученики? (христиане, которые за свою веру приняли мечение и смерть).

V . Осознание и осмысление учебной информации.

- Ребята, а каких ещё святых нашей области вы уже знаете? (смотрят материал прошлого урока : преподобный Стефан Филейский, Преподобный Матфей Яранский, Преподобный Леонид Устьнедумский и отвечают:

- Преподобный Стефан Филейский (слайд 19) основал на Филейке Александро-Невский монастырь. Молиться умел, книги писал, детей и монахов учил, больных лечил. Свою любимую икону целителя Пантелеймона нам оставил.

- Преподобный Матфей Яранский (слайд 20) был учеником Стефана Филейского, правильно жил все делал по совести. Основал Пророенский монастырь в Яранске, в 1921 г. монастырь закрыли, а Матфей продолжал людей принимать, до последних дней жизни батюшка ближним служил.

- Преподобный Леонид Устьнедумский (слайд 21) родом был из пошехонских крестьян с Новгорода в 50 лет монахом стал, Богородица ему во сне 4 раза приходила, велела на реке Лузе храм воздвигнуть. Так он и сделал. 103 года прожил. Все успел .

Как вы считаете, случайно ли Богородица к нему во сне приходила и что он так долго прожил? (не случайно, потому что Богу и людям служил, за чистоту души, за веру).

VI . Закрепление учебной информации.

А теперь я предлагаю вам выполнить работу с пословицами – слайд 22 .

Перед вами начала пословиц, подберите к ним окончания и объясните их смысл:

Жизнь дана… (на добрые дела)

Добро творить -… (себя веселить)

Доброе дело … (без награды не останется)

Добра желаешь, … (добро и делай)

Ребята, попробуйте подобрать однокоренные слова со словом святой? (Святой - , светлый, , делающий добро, свято, свят, свет, божественный свет)

А как вы считаете, какими качествами должен обладать святой? (доброта, честность, порядочность, чистота, любовь ко всему живому, вера в Бога) – слайд 23 .

VII . Подведение итогов.

Долгое время про святых в нашей стране не говорили, а за последнее двадцатилетие очень часто вспоминают, с чем это связано? (возрождением веры, святые испытывали те же чувства, что и мы, радость и разочарование, надежду и отчаяние, вдохновение и угасание. Их путь сопровождается с тяжелым внутренним подвигом: они очищали себя от плохих мыслей, помогали людям .)

= Как вы думаете, сколько на свете святых? (много)

В акафисте всем Святым (в песне святым мира) сказано: количество звёзд как и количество всех святых знает только Бог. Но Церковь знает и помнит имена многих святых. И если на том месте, где жил святой, зажечь свечу, то вся Россия покроется свечами.

На нашем уроке, ребята, мы сегодня старались разобрать кто такие святые? Какой можно сделать вывод по сегодняшней теме (Святые - это реально существовавшие люди, такие же люди, как и мы, только они победили свои грехи. Они знают, что такое добро, милосердие, сострадание, смирение, чистота и человеколюбие. Святые - образ для подражания, люди должны стремиться к этому образу.)

У каждого народа есть свои святые, которых любят, чтят и помнят. Их имена останутся на веках, Образ их с течением времени становится ярче и светлее. Мы должны с вами помнить о наших вятских святых. И в заключении урока давайте послушаем стихотворение «Святой» (сообщение 4 ученика):

От рожденья и до смертного порога
Мы бредём, блуждая в темноте,
Ощупью находим мы дорогу
К счастью, и к любви, и к красоте.
А святому Божий свет сияет,
Словно пламя яркое свечи;
Темноту ночную озаряют
Золотые, тёплые лучи.
Потому святому и подвластны
Наши судьбы, мысли и сердца
Он духовным зреньем видит ясно
Промысел Небесного Отца.

VIII . Домашнее задание (по выбору) - слайд 24:

В заключении вам предлагается домашнее задание.

II .

IX . Рефлексия

У вас в листе знаний в уголочке вы видите храм, если вам урок понравился раскрасьте его купол звездами. Спасибо, за внимание – слайд 25.

Тема урока:___________________________________________________

1. Таблица. Святые земли Вятской

Преподобный Трифон (1546-1612)

Блаженный Прокопий (1578- 1627)

Святитель Никола Великорецкий (240-345)

Родина -

Родина –

Родина –

Имя -

Имя –

Имя -

Событие -

Событие -

Событие -

Цель всей жизни -

Цель всей жизни -

Цель всей жизни –

мощи

мощи

мощи

2. Перед вами начала пословиц, подберите к ним окончания и объясните их смысл

(можно их соединить стрелочками):

Жизнь дана… себя веселить

Добро творить -… на добрые дела

Доброе дело … добро и делай

Добра желаешь, … без нарады не останется

3. П одберите однокоренные слова со словами:

Святой ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Какими качествами должен обладать святой? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Домашнее задание (по выбору):

I . Есть ли в вашей семье чтимая икона, расскажите о ней.

II . В вашем семейном кругу вы сможете назвать кого-нибудь назвать святым, расскажите (напишите) о нем.

III . Какой храм расположен близко к месту вашего проживания, расскажите о нем.

3 января 2003 года православные Вятской страны отметили 375-летие со дня кончины блаженного Прокопия. Отметили торжественной службой, краеведческой конференцией. Но хочется понять главное: кем был блаженный Прокопий прошедшие столетия для Вятской земли, для вятчан?

После февральского переворота смута все сильнее захлестывала Россию, с корнем выворачивая устои национального бытия. 1917 год стал последним, когда память блаженного праздновалась по старому стилю. Почил-то святой Прокопий в конце декабря, а новый стиль "перетащил" ее в 1918 году уже на январь следующего, 1919 года. Даже в этих метаморфозах дат проявилось своеобразное юродство! Житие блаж. Прокопия, его небесное покровительство земле Вятской - подлинное чудо, тихое чудо русского православия. Даже имя "Прокопий" переводится с греческого как "опережающий", "успевающий". Действительно, святой Прокопий опередил свое время.

"Одр - земля, покров - небо..."

Блаженный явил себя миру в конце XVI века, когда подвиг юродства проявился на Руси с необычной силой. Как писал в начале XX века ключарь собора Василия Блаженного свящ.Иоанн Ковалевский, "...ни в какой другой стране подвиг юродства так не процветал, как в Древней Руси: в XIV, XV и XVI вв.". За это время в русских святцах можно найти не менее 10 юродивых (только прославленных!). А ведь во всех странах времен высшего расцвета христианства в V-X веках канонизированных юродивых можно насчитать вдвое меньше.

Прокопий родился в 1578 году в дер.Корякинской недалеко от главного вятского города Хлынова в крестьянской семье (или, как уважительно уточняется в одном из старинных житий, "художеством бяху земледельцы"). Господь сохранил имена родителей святого - Максим и Ирина. Детишек у них долго не было. Поэтому Прокопий стал желанным, вымоленным сыночком.

Рос младенец папе с мамой на утешение. Но в 12 лет с мальчиком случилось несчастье. Во время работы в поле его застала страшная гроза. Испуганный ураганом Прокопий упал с лошади и потерял сознание. С плачем молились Максим и Ирина свят.Николаю Чудотворцу о сыне, и тот очнулся. Но болезнь совсем не прошла. Мальчик, точно полоумный, рвал на себе рубашку и ходил нагим. Как тонко отметил вятский священник Сергий Гомаюнов, "безумство это не было притворным. Прокопий, по попущению Божию, ради славы будущих его подвигов подвергся демонскому нападению. Он увидел врага лицом к лицу. Можно предполагать, что это событие во многом определило его дальнейший жизненный путь".

Несчастные родители повезли больного отрока в г.Хлынов в Успенский монастырь, настоятель которого преп.Трифон отслужил молебен, окропив тяжко болящего святой водой. По молитвам преподобного мальчик получил исцеление.

Эта встреча стала воистину судьбоносной не только для двоих святых, но и для всей Вятской земли. Правда, поначалу после нее внешняя жизнь вновь вошла в привычное русло. В 17 лет, то есть примерно в 1595 году, Прокопий ушел в г.Слободской, где три года прислуживал священнику Екатерининской церкви о.Иллариону. А когда юноше исполнилось 20 лет, родители решили его женить (такая же история была в свое время и с преп.Трифоном!).

Но Прокопий видел свое предназначение совершенно в другом. Он ушел в Хлынов, где и начал юродствовать. По церковному преданию, и на отказ от женитьбы, и на крест юродства Прокопия благословил Трифон Вятский. Предание отразилось в акафистах, посвященных обоим святым. Так, в 1-м икосе акафиста блаж. Прокопию говорится: "Радуйся, от преподобного Трифона на путь спасения наставленный и благословенный".

Три десятилетия подвизался в Хлынове блаженный Прокопий, став живой легендой города. Шло время, Прокопий состарился, но по-прежнему не имел крыши над головой, спал где придется, ходил по улицам почти нагим, дареную одежду отдавал другим или рвал. Блаженный почти не разговаривал, поэтому многие его считали немым (только духовник юродивого священник Иоанн Калашников знал, что Прокопий мог изъясняться нормально, но юродивый просил скрывать это до своей смерти). Поначалу многие его считали полоумным, глумились над юродивым, били и издевались.

Однако постепенно стали замечать, что многие действия "безумного" прозорливы. Блаженный предсказывал недуг или смерть, исцелял от болезни (например, жену своего духовника). Если предузнавал о грядущем пожаре, то забирался на колокольню и звонил во все колокола.

Придя к сосланному в Хлынов боярину Михаилу Татищеву, Прокопий подавал узнику хлеб и воду, показывая через окошко, что вытащит его на свободу. И, действительно, вскоре опальный чиновник был освобожден. Однажды блаженный зашел в приказную избу и снял с воеводы Жемчужникова шапку. Воевода уступил ему свое место. Тогда Прокопий взял Жемчужникова за руку и увел его в арестантскую. И что же? Вскоре пришло царское повеление заточить воеводу за провинность.

В слободской Предтеченской церкви во время службы юродивый втолкнул в алтарь Корнилия Корсакова, который впоследствии стал священником, а позже игуменом Киприаном.

Жена вятского воеводы Александра Даниловича Приемникова-Ростовского Наталья очень почитала блаженного. Она приглашала его в свой дом, ухаживала за святым, угощала, одевала в чистые одежды. Но блаженный, уходя из гостей, разрывал подаренную одежду, валялся до того, пока снова не запачкается.

Для внешнего взора он умер неожиданно, но сам провидел свой последний час. 21 декабря 1627 года блаженный последний раз стоял у заутрени в Сретенской церкви, затем зашел на службу в храм женского Преображенского монастыря, где пробыл до отпуста. Затем святой отправился к Раздерихинскому оврагу, где после молитвы о вятских людях, о благостоянии святых церквей, о государе отошел ко Господу. Блаженного похоронили у северной стороны Успенского собора. За 15 лет до этого здесь же упокоился и преп.Трифон.

Два брата...

Начиная с XVII века, жития преп.Трифона и блаж.Прокопия неизменно на Вятке соседствовали в рукописных сборниках. Святые словно показывали: "Мы - два собрата. Как нас можно разделять?"

Об этом же единственное широко известное посмертное чудо блаж.Прокопия. 3 марта 1666 года одержимой нечистым духом девице Марфе Тимофеевой после усердной молитвы в Вятском Успенском монастыре (напомню: именно здесь покоятся преп.Трифон и блаж. Прокопий) явились два светоносных мужа. Они называли друг друга Трифоном и Прокопием и обещали болящей скорое исцеление. И она действительно вскоре выздоровела.

А вот после этого чуда - тишина. Было вообще непонятно, кем был Прокопий для вятчан, почитали ли они его. Но как-то я случайно нашел рукопись - не маститого ученого, не церковного историка - дипломную работу студентки вятского вуза С.Юферевой. И Божиим промыслом это тоскливое неведение для меня начало исчезать. Светлана пишет: у известного историка В.О.Ключевского еще в XIX веке хранилось рукописное Житие блаж.Прокопия, которое Ключевский датировал концом XVII века. И вот неожиданная версия С.Юферевой - блаженный был прославлен благочестивым вятским архиепископом Ионой (Барановым). Владыка Иона возглавлял Вятскую кафедру в 1675-1699 гг., он вошел в историю Вятки тем, что начал строить каменные храмы, был основателем ряда обителей, усердным молитвенником и почитателем святынь, собирателем вятского церковного предания. Одним из главных деяний архиеп. Ионы стало прославление преп.Трифона Вятского. Владыка Иона даже почил в день памяти преподобного - 8/21 октября, и у его гробницы вятчане постоянно служили панихиды (обо всем этом можно прочитать в очерке "Архиерейская дорожка", опубликованном в N 344 "Веры", 1999 год).

Подтвердится ли гипотеза о том, что владыка Иона прославил и блаж.Прокопия, покажут время, новые сведения. Но все-таки мнение Юферевой возникло отнюдь не на пустом месте и должно заставить нас лишний раз воспрянуть и посмотреть на свою историю с радостью...

Ведь того же преп.Трифона Вятского до середины XIX века почитали на Вятке очень скромно (даже день памяти преподобного 8/21 октября проходил практически незамеченным). Только в 1860-1870-е гг. в честь преподобного начали освящать храмовые престолы, повсеместно устраивать крестные ходы. Эта многолетняя напряженная миссионерская работа принесла в конце концов свои плоды: почитание святого Трифона возрастало, он стал воистину Вятским! Довершил дело 1912 год, когда без преувеличения вся Вятская страна отмечала 300-летие преставления преп.Трифона.

Преп.Трифон словно за руку повел своего младшего собрата, блаж. Прокопия, к нашим душам, словно спрашивая: "Для вас я Вятский? Так вот, Прокопий тоже Вятский!" На иконах святых стали изображать вместе. Такое соседство было ярче многих слов, оно стало свидетельством евангельской истины: "Ваши же блаженны очи, что видят" (Мф. 13, 16). Эти иконы распространялись во время крестных ходов, посвященных Трифону Вятскому.

В 1880-х годах в Успенском Трифоновом монастыре на отпустах стали постоянно произносить имена преп. Трифона и блаж.Прокопия. Такое новшество было столь необычно для пожилых священников, что они с большим трудом привыкали к нему (хотя справедливости ради надо сказать, что еще в Синодике слободского Богоявленского собора, ведущемся с XVII века, поминали "Прокопия юродивого").

Первым вятским архиереем, начавшим постоянно произносить на отпустах имена свв.Трифона и Прокопия, стал еп.Никон (Софийский). Вятскую кафедру возглавлял в 1901-1904 годах. Известен тем, что 28 мая 1908 года, будучи экзархом Грузии, принял мученическую кончину от рук террористов, которые нанесли ему восемь ран.

Но все-таки почитание блаженного Прокопия отставало от почитания Трифона лет на двадцать-тридцать и было более скромным, более тихим...

Мне кажется, распространялось оно во многом благодаря преп. Стефану (Куртееву). В конце 1880-х годов батюшку сослали в Успенский Трифонов монастырь из-за того, что он основал Александро-Невский Филейский монастырь, не имея письменного на то разрешения (владыка Аполлос (Беляев), устно благословивший создание обители, к тому времени скончался).

Но, как говорится, нет худа без добра. Находясь в ссылке в Успенском монастыре, отец Стефан мог вдохновлять там людей своим примером на молитвенные обращения к преп.Трифону и блаж.Прокопию. Батюшка черпал силы у своих предшественников, которые также претерпели злобу со стороны окружающих. Во время своего вынужденного затворничества (жил батюшка в специально построенной келье) преп.Стефан писал много духовных сочинений. Возможно, именно тогда составил и выпустил жития обоих святых.

Сочинения о.Стефана (Куртеева) были очень популярны и, конечно, посеяли немало благих зерен в сердцах вятчан. Причем о. Стефан не просто переложил Житие Прокопия, но и рассказал о блаженном Уаре, который жил в Вятке в первой половине XIX века и был похоронен в Успенском Трифоновом монастыре. Его могила у Трехсвятительской церкви находилась рядом с могилой другого юродивого - Антипы. Обе могилы верующие вятчане очень почитали, постоянно служили здесь панихиды (к сожалению, могилы не сохранились).

Так вот, блаженный Уар тоже ходил летом и зимой в одной рубахе и терпел 30-градусные морозы. Этот рассказ, пишет о.Стефан, нужен "для того, чтобы мы не сомневались в таком сверхъестественном подвиге блаженного Прокопия". В сильный морозный вечер, продолжает батюшка, Уар стучался в двери одного из домов, но его не пустили. Утром видели, как блаженный вылез из сугроба, где пролежал всю ночь...

Новые почитатели

Вторым миссионером во славу имени блаж.Прокопия стал священник с.Бобино Александр Флоров. Он не только продолжил дело преп. Стефана (Куртеева) и писал о блаженном, но решил сделать другое благое дело - построить храм на родине блаженного Прокопия, в дер.Митино.

Но самое главное - идею строительства горячо поддержал архиепископ Вятский и Слободской Алексий (Опоцкий). Надо сказать, о владыке Алексии, возглавлявшем кафедру в 1896-1901 годах, у вятчан осталась самая добрая память. Приезжавший через несколько лет в Вятку св. праведный Иоанн Кронштадтский, увидев портрет владыки, очень тепло отозвался о нем: "Мой знакомый, добрый симпатичный епископ".

Позже, уже служа на Тамбовской кафедре, владыка стал одним из восстановителей почитания св. праведной княгини Анны Кашинской, которое торжественно свершилось в 1909 году. Здесь стоит напомнить, что, хотя на Соборе Русской Церкви 1649 года было установлено почитание св.Анны, в Кашине освятили ее храм, а от мощей святой происходили многочисленные исцеления, в 1677 году ее имя вычеркнули из святцев. Официальное объяснение - пальцы княгини сложены в двоеперстие. Только при Государе-мученике Николае II почитание Анны Кашинской было восстановлено. На прославление приехала Великая княгиня Елизавета Феодоровна. А непосредственным организатором этих масштабных торжеств стал владыка Тамбовский Алексий (Опоцкий).

Это был огромный труд во славу Божию.

Своеобразным прологом к нему стали и вятские труды еп.Алексия, связанные с прославлением блаж.Прокопия. 21 мая (3 июня н. ст.) 1897 года после литургии в с.Бобино был совершен крестный ход в деревню Митино, на родину блаженного Прокопия. Это день особенный - начало Великорецкого крестного хода! И замечательно, что именно тогда в Митино при большом стечении народа и освятили часовню. А 17/30 сентября уже следующего, 1898 года еп. Алексий (Опоцкий) лично освятил первый на Вятской земле храм, посвященный блаженному (при храме, построенном усердием о.А.Флорова, также открыли второклассную школу).

Поистине промыслительно, что почил архиеп. Алексий в 1914 году 20 декабря, то есть накануне дня памяти блаженного Прокопия. Верим, что молитвами святого владыка сподобился стяжать Царствия Небесного...

И еще одна праведная кончина связана с именем блаженного. Впрочем, "верно слово: если мы с Ним умерли, то мы с Ним и оживем" (2 Тим. 2, 11). Спустя три недели после освящения храма Прокопия Вятского, 6/19 октября 1898 года, неожиданно, заболела острым воспалением легких настоятельница Слободского Христорождественского женского монастыря игумения Мария (Попова). Сестры обители молились об исцелении матушки, но она уже предвидела исход болезни, часто повторяя: "Не держите меня! домой пойду!.."

Через три дня, утром 9/22 октября, на следующий день после празднования памяти преп.Трифону Вятскому, игумения Мария тихо отошла в вечность. "Редким в мире и обителях приходится умирать такою тихою и мирною смертию", - писали современники о ее кончине.

Перед смертью игумения Мария благословила свою преемницу, матушку Олимпиаду, образом преп.Трифона и блаж.Прокопия (и случилось это, скорее всего, именно 8/21 октября, в день памяти преподобного). Сейчас эта икона с собственной надписью иг.Марии находится в Троицкой церкви г.Слободского.

Спустя несколько лет, в 1903 году, игуменья Олимпиада побывала в Сарове на прославлении батюшки Серафима. Там матушка была представлена Царской Семье, а Великим постом следующего, 1904 года игумению Олимпиаду вызвали в Петербург, где она была принята Императрицей Александрой Феодоровной. Матушка привезла Государыне в подарок образ преп. Трифона и блаженного Прокопия, написанный сестрами обители.

А 18/31 августа 1913 года в том же г.Слободском, но уже в мужском Крестовоздвиженском монастыре был освящен придел во имя преп. Трифона и блаж.Прокопия.

Жажда праздника

И все же упоминаемый выше еп.Никон (Софийский) упустил поистине исторический шанс сделать имена св.Трифона и Прокопия общим достоянием вятской православной жизни. В 1901 году Св. Синод начал, не побоюсь слова, великое дело. Всем епархиям было велено представить имена местночтимых святых, не занесенных в синодальные святцы. Занялись этим и на Вятке. Сведения собирались во всех благочиниях. Вот тогда и выяснилось, что блаж.Прокопия вместе с преп.Трифоном чтут в ряде сел Вятского, Глазовского и Уржумского уездов.

В 1903 году Синод выпустил "Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами общецерковно и местно". Были в нем и имена преп.Трифона и блаж. Прокопия. Но владыка Никон не довел начатое до конца, не разослал по приходам указание обязательно служить в дни памяти вятских святых.

Так что, к сожалению, почитание блаженного прочно не укоренилось. Наверное, было мало и таких деятельных искренних батюшек, как о.Александр Флоров. Да и сами верующие не взогревали в своих сердцах почитание Прокопия. В 1915 году прот.Иоанн Осокин писал: "Торжественное служение в день памяти блаж. Прокопию совершается, как нам известно, только в Вятском Трифоновом монастыре, во всех же других церквах совершается простодневное богослужение".

Вот так... Зато было отмечено 300-летие кончины св.Прокопия, которое пришлось на 1928 год. Отмечено, как положено, крестным ходом вокруг Успенского собора с участием духовенства Троицкого кафедрального и Спасского соборов. Все хорошо, благолепно, только вот все эти храмы были к тому времени захвачены... обновленцами. Сам лжемитрополит Александр Введенский собирался приехать на торжества.

А если взглянуть с другой стороны, блаженный и здесь поюродствовал, словно обращаясь к православным: "Может, хоть сейчас меня вспомните".

А вот потом уже было не до праздников. В 1940 году закрыли одну из главных святынь, связанных с блаж. Прокопием, - церковь в Митино. Для этого использовали стандартный сценарий: надавили на членов приходской двадцатки, заставив их написать отказные заявления. Итоги этой работы подытожены в бойком отчете: "Всего в двадцатке при митинской церкви состояло... 18 человек, из них 15 человек подали заявления об отказе,... один психически больной, двое по возрасту, более 70 лет, находятся в больнице".

Правда, в ноябре 1943 года верующие с.Бобино обратились к властям с просьбой открыть митинский храм. Православные настаивали: бобинскую церковь сломали в 1930-е годы, а митинская, находящаяся от села всего в 3,5 километрах, была в свое время построена именно на деньги бобинских прихожан. Прокопьевская церковь в военные годы не была снесена, в ней находилась школа. В феврале 1944 года кировский облисполком без лишних объяснений отказал в открытии храма.

Но как росточек пробивается сквозь мертвую толщу асфальта, так и имя блаженного Прокопия не ушло в небытие. Вновь, как и в начале XX века, протянулась ниточка между преп. Серафимом Саровским и вятским святым. Тогда, в 1903-м, вятские купцы-единоверцы, приехав с саровских торжеств в честь прославления преп.Серафима, решили построить храм святому. И построили, да такой, что любо-дорого глядеть. Но и он не избежал участи закрытия в годы гонений. К началу Великой Отечественной в Вятке не осталось ни одного действующего храма. Ни одного!

Но именно Серафимовскому собору с 1942 года суждено было на несколько десятилетий стать центром местной духовной жизни. Тогда, в день Тихвинской иконы Божией Матери, в храме после нескольких лет отслужили первую службу - и этот день чтится наравне с престольными праздниками.

Спустя годы в Серафимовском соборе обустроили нижний пещерный храм. И один из приделов посвятили преп.Трифону и блаж. Прокопию. Еще не было масштабного открытия и строительства храмов 1990-х годов, и такое освящение было важно - вятские святые благословляли вятских людей.

К сожалению, бесполезно искать в православной периодике свидетельства о помощи святого. Безмолвствует и церковное предание. Хотя, конечно, возможно, что какие-то рассказы до сих пор под спудом. Впрочем, может, главная причина в нас самих?

Если бы вы приехали 2 января 2002 года на всенощное бдение в вятский Успенский собор, где покоятся мощи блаженного, вас встретила бы полутемень. Двое служащих священников, с два десятка прихожан. Не праздник, а тоска. Но если бы через год вы попали в тот же Успенский собор, вы бы удивились перемене. 3 января 2003 года, в день памяти блаженного, литургию возглавлял архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф с сонмом духовенства. Собралось много верующих. Многая лета Вятскому владыке за то, что он понял жажду праздника и своим архипастырским решением превратил службу блаженному в подлинное торжество.

И еще. В конце XIX века при храме Прокопия Вятского была открыта школа. Вот и первый в нынешней Вятке православный детский сад и воскресная епархиальная школа наречены во имя блаженного Прокопия. Наверное, это промыслительно. "Не плотские дети, суть дети Божии" (Рим. 9, 8).

Только ребенок может встречать каждого с улыбкой. Никогда не забуду, как в Почаевской лавре мы, вятские паломники, поднимались после литургии из пещерного храма во имя св. Иова Почаевского. Наверх из этого храма ведет галерея, на стенах которой изображены все святые земли Русской в хронологическом порядке, начиная с девятого столетия. И так радостно было найти лики преп.Трифона Вятского и Леонида Устьнедумского. И блаженного Прокопия с веселой-веселой улыбкой... Вот так он встретит и нас, если будем достойны, в Царствии Небесном.

А.Маркелов

Автор будет благодарен за любые свидетельства о современном почитании блаженного Прокопия Вятского - за рассказы о случаях его молитвенной помощи; за сведения о храмах и иконах, ему посвященных, или о людях, нареченных в честь святого.

Писать можно по адресу: 610000, г.Киров (Вятка), главпочтамт, до востребования. А.В.Маркелову. E-mail: