Тесты        10.03.2024   

Соборы парижа и интересные факты. Собор Парижской Богоматери: интересные факты

Наверняка каждый человек слышал о мюзикле «Нотр-Дам де Пари», но далеко не каждый видел постановку вживую. Это может быть связано с тем, что в маленьких городах нет театров или же с банальным отсутствием у современного человека свободного времени. Но не стоит огорчаться, так как на мюзикл Notre Dame de Paris купить билеты можно уже сейчас, сообщает сайт https://www.showtrade.ru/events/4118/ . В этой статье хотелось бы рассказать об интересных фактах, связанных с этим грандиозным мюзиклом, который покорил сердца миллионов людей по всему миру.

«Нотр-Дам де Пари» является первым значительным произведением Виктора Гюго. Стоит отметить, что издатель поставил писателя в достаточно жёсткие условия. У Гюго было всего четыре месяца на то, чтобы закончить работу над романом. Гюго считал, что его новое произведение отлично подходит для создания оперы. Виктор даже самостоятельно составил либретто. После публикации этого произведения, современники писателя снова начали интересоваться архитектурой средневековья.

Мюзикл стал невероятно популярным сразу после того, как его начали показывать в театрах. Более того, диск с мюзиклом занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Стоит отметить, что мюзикл «Собор Парижской Богоматери» стал первым французским мюзиклом, которому удалось хорошо зарекомендовать себя на мировой сцене.

В 1998 году во Франции состоялась премьера мюзикла, однако многие люди не смогли на неё попасть, поскольку нетерпеливые зрители раскупили билеты за шесть месяцев до показа.

В конце 90-х годов мюзиклу присвоили престижную награду, поскольку данный альбом стал наиболее продаваемым. В 2000 году альбом получил вторую награду.

По этому роману было снято множество фильмов, а также несколько мультфильмов.

Когда в России проводили набор актёров для участия в мюзикле, на кастинг пришло более тысячи человек. Из них роли в мюзикле получили только 45 участников.

На постановку российской версии мюзикла было потрачено более четырёх миллионов долларов, а сборы за время его демонстрации превысили пятнадцать миллионов долларов.

Монументальный и величавый Собор Парижской Богоматери возвышается на острове Сите в центре Парижа. Его удивительная история насыщена событиями страшными, кровавыми, дерзкими и эпическими.


Он был очевидцем революций и войн, разрушений и реконструкций, увековечен в искусстве, продолжая удивлять строгой и насыщенной готической архитектурой, вплетенной в литое единство романского стиля.

Забронируйте посещение крыши Собора

Храму быть! – решил король

Людовик VII

В 1163 году царствовал Людовик VII. Изначально он собиравшийся стать монахом, но волею судьбы был вынужден принять трон, когда его старший брат Филипп – главный наследник, погиб, упав с лошади. Став королем, Людовик всю жизнь оставался верен церкви, и именно при нем началось возведение Нотр-Дам де Пари, а краеугольный камень в основание имел честь заложить папа Александр III.

Этот величественный храм занял территорию, на которой высшими силами предназначено строить божьи дома. По исследованиям археологов в разные эпохи тут стояли четыре церкви.

Самой первой, в IV веке, осветила землю раннехристианская церковь, за ней следовала базилика Меровингов, далее каролингский собор, затем романский кафедральный собор, который впоследствии полностью разрушили, а камни пустили на фундамент ныне действующему святилищу.

В 1177 г. выросли стены, а главный алтарь водрузили и осветили в 1182 г. Это событие знаменовало завершение обустройства восточной части трансепта. С этого момента в здании уже можно было вести богослужения, хотя кропотливой работе еще предстояло длиться не одно десятилетие. В 1186 г. на территории появилась первая могила – герцога Бретани Жоффрея, а в 1190 – королевы Изабеллы де Эно.


Подходило к завершению строительство нефа, и в 1200 г. приступили к сооружению западного фасада, который сейчас легко узнать по двум отличительным башням у центрального входа. Места грандиозному строению было мало, и в 1208 г. пришлось снести несколько близстоящих домов.

Южная колокольня стала функционировать в 1240 г., а северная башня через 10 лет. Это принято считать завершением первого этапа возведения знаменитого собора.

Завершающие работы длиною в век

К 1257 г. были построены вначале северный, а затем южный фасады для трансепта (крестообразного карниза на плане). В этом же году на свинцовой крыше водрузили шпиль, который был разрушен в 1789 г. во время революционных волнений, и сейчас на его месте копия, установленная в процессе реставрации 1840 г. Энженом Виолле-де-Дюком.


Боковые часовни продолжали строиться до XIV столетия, но последним штрихом считается завершение установки ограждения вокруг литургического хора с роскошными откидными креслами, в которых располагались каноники. Мелкие работы еще некоторое время проводились, но формально Собор Парижской Богоматери был завершен в 1351 г., и оставался в нетронутом виде до XVIII столетия.

События и лица в истории

На протяжении двух веков над архитектурным ансамблем работало много зодчих, но наиболее известными стали имена Жан де Шеля и Пьер де Монтрея. Жан приступил к работе в 1258 г., и его детище, это примыкающие к нефу фасады и ворота с южной и северной стороны, о чем сообщает табличка на южном боковом фасаде.

После смерти Жана, в 1265 г. на смену пришел Пьер, известный человек времен «лучистой готики», которого называли доктором каменных дел.

Периодически внутренний интерьер менялся, дополнялся или реставрировался.

В годы 1708 – 1725 дизайнер и архитектор времен раннего рококо – Роберт де Кот, изменил внешний вид пространства перед основным алтарем – соборным хором. В 1711 г. он извлек из-под престола элементы колонны Столпа корабельщиков, которую некогда поставила корабельная корпорация из Лютеции. На это место были установлены новый главный алтарь и скульптуры.

На краю гибели

Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».


Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.


Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Возрождение былого величия

Виктор Гюго

До начала XIX века Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Величественный собор дряхлел, осыпался, превращался в руины, и у власти уже возникла мысль о его сносе.

В 1802 г. Наполеон возвращает здание в лоно церкви, которая поспешила его вновь освятить. Но чтобы пробудить в парижанах желание спасти храм, пробудить любовь к своей истории и архитектуре, нужен был толчок. Им стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где на страницах разворачиваются любовные страсти, опубликованный в 1831 г.

Благодаря архитектору-реставратору Виолле-де-Дюку, храм не просто получил новую жизнь, а обрел свежее лицо.

Прежде всего, он позаботился об устранении серьезных повреждений, чтобы остановить дальнейшую разруху. Далее принялся за восстановление разрушенных статуй, скульптурных композиций, не забыл про шпиль, который тоже был снесен во время революции.

Новая игла имеет 96 м, выполнена из дуба и оббита свинцом. У основания ее с четырех боков окружают фигуры апостолов, а перед ними крылатые тетраморфы: бык – символ Луки, лев – Марка, ангел – Матфея, орел – Иоанна. Примечательно, что все изваяния обратили свой взор на Париж, и только святой Фома, покровительствующий архитекторам, полуобернулся, и рассматривает шпиль.


На все работы ушло 23 года, что говорит о катастрофическом состоянии храма до начала реставрации.

Виолле также предложил снести строения, которые в те времена находились в непосредственной близости к собору, и теперь на их месте перед фасадом раскинулась современная площадь.


С тех пор здание оставалось в относительно постоянном состоянии, лишь иногда подвергаясь вынужденным косметическим работам. Оно даже не пострадало во время последних войн. В конце ХХ столетия было решено провести генеральную работу, чтобы освежить его и восстановить первоначальный золотистый оттенок песчанику фасада.

И родились диковинные звери

Очень удачной стала идея посадить у подножия башен химер. Они стали не только экзотическим украшением, но и маскировкой системы сточных труб, которые не дают влаге скапливаться на крыше, провоцируя возникновение плесени и постепенно подтачивая кладку.


Тут можно различить животных, драконов, горгулий, демонов, других фантастических существ и людей. Все горгульи внимательно всматриваются вдаль, повернув головы на запад в ожидании, когда солнце спрячется за горизонтом, наступит время детей ночи, и тогда они оживут.


А пока звери застыли в выжидательной позе с выражением нетерпения на мордах, словно неумолимые стражи нравственности в поисках проявления греха. Эти потусторонние обитатели Нотр-Дам де Пари наделяют знаменитый храм особой харизмой. Если захотите взглянуть им в глаза, за отдельную плату наверх вас поднимут подъемником.

Внешнее убранство собора

Находясь рядом, хочется рассмотреть его во всех деталях, не уставая удивляться мастерству зодчих, сумевших добиться потрясающего результата в гармонии образов и законченности форм.


Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия. Центральный рассказывает историю Страшного суда с главным судьей – Иисусом Христом. По бокам арки выстроились по семь изваяний, внизу – восставшие из своих усыпальниц мертвецы, разбуженные горнами ангелов.

Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.


Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону.

Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй – тех самых королей, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.


Выше расцвела большая западная роза ветров. Она единственная, сохранившая частичную аутентичность. В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом – 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей.

Впервые соборная роза была украшена витражами в 1230 г., а рассказывают они о вечной борьбе между пороками и добродетелью. Еще в нее включены символы зодиака и сцены работы крестьян, а в центре расположена фигура Богоматери с младенцем.
Помимо центральной розы, диаметром 9,5 м, другие две по 13 м украшают фасады с юга и севера, считаясь самыми большими в Европе.


Присмотревшись к башням у главного входа, вы заметите, что северная, которая стоит ближе к Сене, выглядит массивнее своей южной соседки. Это потому, что только на ней до XV столетия звонили колокола. Если главный набат подает голос в редких случаях, то остальные оповещают время в 8 и 19 часов.

Каждый колокол имеет индивидуальность, отличаясь собственным именем, тональностью и весом. «Анжелик Франсуаза» – дама тяжеловесная, в 1765 кг и голоском до-диез. Менее фактурная, но тоже внушающая уважение – «Антуанетта Шарлотта» в 1158 кг, звучащая в ре-диез. За ней идет «Гиацинт Жанна», вес которой всего 813 кг, а поет она нотой фа. И, наконец, самый миниатюрный колокол – «Дэнис David», не превышающий вес 670 кг и подпевающий в перезвоне, как фа-диез.

Внутри святая святых

О роскошном внутреннем убранстве храма можно говорить часами, но куда приятнее окунуться в это великолепие лично. Предвкушая осмотр достопримечательности, взгляните на Собор Парижской Богоматери фото, и ощутите его торжественность атмосферы.


Нельзя не упомянуть о впечатлении, когда зал купается в дневных лучах солнца, преломленных сквозь многочисленные витражи, отчего освещение выглядит футуристическим, волшебным, неземным и таинственным, играющим разноцветными бликами.

Всего в соборе 110 окон, и все застеклены витражами с темой на библейские темы. Правда далеко не многие уцелели, поскольку беспощадное время и люди большинство из них уничтожили в разное время, и на их место были установлены копии еще в середине XIX столетия.


Однако некоторым стеклянным панно удалось дожить до наших дней. Они уникальны тем, что из-за несовершенства технологии изготовления стекла того времени выглядят более массивными, неравномерными, и в них присутствуют случайные вкрапления и шарики воздуха. Но даже эти изъяны прежние мастера сумели превратить в достоинства, заставив картины в этих местах искриться, играть переливами света и краски.

Внутри храма розы ветров смотрятся еще удивительней, и даже таинственно, благодаря проникающему сквозь их витражи свету. Нижнюю часть центрального цветка перекрывает внушительный по размерам орган, а вот боковые видны во всем великолепии.


Орган всегда присутствовал в Нотр-Даме, но впервые в 1402 г. он стал действительно большим. Вначале сделали просто – старый инструмент поместили в более новую готическую оболочку. Чтобы поддерживать звучание и вид на должном уровне, его на протяжении истории множество раз настраивали и перестраивали. Не обошла его вниманием и современная цивилизация – в 1992 г. медный кабель сменили на оптический, а принцип управления сделали компьютеризированным.


В храме вы проведете не один час, уделяя внимание картинам, скульптурам, барельефам, орнаментам, витражам, люстрам, колоннам. Ни одну деталь невозможно проигнорировать, ведь каждая, это неотъемлемая часть уникального ансамбля, часть библейской и светской истории.

Фотогалерея витражи Нотр-Дам-де-Пари

1 of 12

Внутри время словно течет по-другому. Будто проходишь сквозь временную петлю, и окунаешься в совершенно иную реальность. Присядьте на скамью, позвольте себе удивиться уникальному, роскошному интерьеру, а затем закройте глаза и впитайте торжественные звуки органа, насладитесь ароматом свечей.

Но особенно ярко вы ощутите грань веков, когда покинете стены собора, и не сможете устоять перед искушением, вновь вернуться в умиротворяющую атмосферу.


Также вам стоит спуститься в сокровищницу, которая хранит уникальные вещи, а расположена под площадью перед собором. Особую гордость представляет священный артефакт – терновый венец Спасителя, который в 1239 г. передал храму монарх Людовик IX, выкупив у византийского императора.

Яркий след в жизни и культуре

Многие века Собор Парижской Богоматери вдохновлял, объединял и собирал под своими сводами людей разных эпох. Сюда приходили рыцари, чтобы помолиться перед Крестовым походом; тут короновали, венчали и отпевали королей; в его стенах собирались члены первого парламента Франции; тут отмечали победу над фашистскими войсками.


За сохранение и воскрешение столь прекрасного памятника архитектуры надо благодарить, в том числе, и Виктора Гюго, ведь своим великим произведением он смог достучаться до парижан. Сегодня это величественное строение вдохновляет писателей современников, кинематографистов и авторов компьютерных игр на свои вариации событий, с вероломными врагами и отважными героями, раскрывающими вековые тайны и загадки.

Собор Парижской Богоматери на карте

Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари, – пожалуй, самый узнаваемый образец готической архитектуры. Его облик знаком практически каждому, как его название, ведь собор увековечен во множестве произведений искусства. Наряду с и Монмартром, собор Нотр Дам является одной из главных , пропустить которую не позволяет себе практически ни один турист. Ежегодно собор посещает примерно 13,5 миллионов (!) человек. Нотр Дам притягивает путешественников не только своей уникальной архитектурой – собор окутан мистическим ореолом, полон тайн, легенд и удивительных историй.

Нотр Дам через века: история знаменитого собора

На месте дошедшего до наших дней собора Нотр-Дам с античных времен возводили святилища. Еще во времена римлян здесь стоял храм Юпитера. Затем здесь появилась первая христианская базилика Парижа, возведенная на фундаменте римского храма. А в 1163 году было начато строительство того величественного собора Нотр-Дам, который мы знаем.

На протяжении веков Нотр-Дам играл важнейшую роль в жизни Парижа и всей Франции. Здесь короновали и венчали французских королей. Здесь отпевали выдающихся сынов Франции.

Но во время Великой французской революции эта богатая история стала почти приговором собору: здание чудом уцелело! Якобинцы жаждали снести «твердыню мракобесия», но за свою главную святыню вступились сами парижане, собрав за него огромный выкуп. Здание сохранили, но изрядно над ним «поиздевались»: в частности, Нотр-Дам лишился своего знаменитого шпиля, размещенного на крыше, почти все его колокола переплавили на пушки, разрушили множество скульптур. Особенно пострадали скульптуры иудейских царей, размещенные над тремя порталами фасада: статуи обезглавили. А сам собор объявили Храмом Разума.

С 1802 года в Нотр-Даме снова стали проходить богослужения, а тремя годами позже именно здесь было совершена коронация Наполеона Бонапарта и Жозефины. Впрочем, несмотря на значимость собора, Нотр-Дам пребывал в крайне ветхом состоянии и отчаянно нуждался в реставрации. Кто знает, сохранилось бы это здание до наших дней, если бы не… Виктор Гюго и его знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери»!

После публикации книги в 1830 году парижане вспомнили о своем архитектурном и историческом сокровище и наконец, задумались о его сохранении и реставрации. К тому времени возраст здания составлял уже почти 7 веков! В XIX веке под умелым руководством архитектора Дюка была проведена первая серьезная реставрация собора. Тогда же Нотр-Дам обрел и знаменитую галерею химер, которая сегодня так впечатляет гостей Парижа.

А в 2013 году Париж отмечал 850-летие Нотр-Дама. В качестве подарка собор получил новые колокола и отреставрированный орган.

В Нотр-Дам-де-Пари хранятся две христианские реликвии: один из фрагментов Тернового венца, который по преданию был водружен на голову Иисуса Христа, а также один из гвоздей, которыми римские легионеры прибивали Христа к кресту.

«Каменная симфония»: архитектура собора Нотр Дам

Величественное и монументальное здание собора является подлинным шедевром ранней готики. Особое впечатление производят его стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы, украшенные скульптурами входные порталы. В этом сооружении восхищает и архитектурная гармония, и дыхание истории, которое ощущается во всем его облике. Не зря Виктор Гюго называл собор Парижской Богоматери «каменной симфонией».

Нотр-Дам де Пари снаружи

Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали. В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.

В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.

Над порталами расположена так называемая «галерея царей «, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.

Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, «до лучших времен». Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.

Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни , взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.

Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады , их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.

Внутреннее пространство

Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.

Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.

Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.

Узнать много интересного об истории острова Сите, где и зародился Париж, можно в нашей аудиоэкскурсии « «, доступной в приложении Travelry.

На что обратить внимание в соборе Нотр Дам

С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган , созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы , которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.

Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами . Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.

Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры , украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем.

В нашей мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания.

Сокровищница

Со стороны реки к Нотр-Даму примыкает небольшая пристройка, которая заслуживает особого внимания. Ведь именно в ней находится храмовая сокровищница, где хранятся важнейшие христианские реликвии (в том числе легендарный Терновый венец, попавший в Париж, по преданию, еще в 1239 году!), а также ценные предметы церковного обихода, представляющие собой изящные произведения искусства. Коллекция очень богата и разнообразна.

Интересные факты о соборе Нотр Дам

  • В 1572 году в соборе Нотр Дам состоялась очень необычная церемония венчания. Генрих Наваррский (будущий король Генрих IV) вступал в брак с Маргаритой де Валуа. Невеста была католичкой, и ничто не мешало ей быть в храме, а вот Генрих в то время был гугенотом, а потому был вынужден провести собственное венчание… на паперти, перед входом в храм.
  • Именно в соборе Нотр Дам де Пари начался легендарный судебный процесс над Жанной Д’Арк, который проходил уже после ее казни и полностью оправдал французскую героиню.
  • Знаменитые горгульи, которые украшают собор, имеют не только декоративное, но и вполне практическое значение: они являются частью водостоков, защищающих строение от воздействия дождевой воды. Собственно, само их название произошло от французского gargouille — «водосточная труба, желоб». Оформленные в виде гротескных персонажей, горгульи и химеры также символизируют человеческие грехи и злых духов, которые изгнаны их храма.
  • Если будете рассматривать высокий шпиль, который взмывает ввысь над собором Нотр Дам, можете заметить фигуры двенадцати апостолов, расположенных у основания шпиля. Любопытная деталь: все апостолы смотрят вокруг, и лишь апостол Фома повернулся к шпилю. Еще со Средних веков он считался покровителем строителей и архитекторов, и в его образе архитектор Дюк, проводивший реставрацию в XIX веке и восстановивший шпиль, изобразил самого себя! Именно поэтому апостол Фома так внимательно рассматривает сооружение.
  • На крыше его ризницы собора Нотр Дам (это небольшая пристройка с южной стороны) размещены пчелиные ульи!

Еще много любопытных фактов о соборе Нотр Дам и других достопримечательностях острова Сите Вы узнаете из нашей аудиоэкскурсии « ».

Вокруг собора Нотр Дам: что интересного поблизости


  • На площади перед Нотр-Дамом расположен «нулевой километр » – небольшая бронзовая звезда, вмонтированная в площадь. Именно от этой точки идет отсчет протяженности всех автомагистралей страны.
  • Также на площади перед собором находится археологическая крипта (Крипта Нотр-Да де Пари ), представляющая собой музей археологических артефактов, найденных в окрестностях Нотр-Дама во время раскопок. Экспонаты охватывают широчайший отрезок истории – почти 20 веков, начиная с античности и заканчивая XIX веком.
  • В южной части площади перед собором Нотр Дам восседает верхом на коне король Карл Великий , правивший франками в VIII и начале IX века. Памятник ему появился здесь во второй половине XIX века.
  • Восточная апсида Собора Парижской Богоматери выходит в уютный тенистый сад на берегу Сены, называемый сквером Иоанна XXIII . Именно отсюда можно рассмотреть прекрасные ажурные готические арки апсиды собора и его шпиль.
  • Чуть дальше, на самой восточной оконечности острова Сите, притаился еще один крошечный сквер — Иль де Франс . В нем находится Мемориал мученикам депортации, в память 200 000 французов, отправленных фашистами в концлагеря. А возле мемориала разбит красивый и ухоженный розовый сад.
  • Недалеко от собора, на живописной набережной О-Флер, стоит дом, в котором когда-то жили прославленные влюбленные Пьер Абеляр и Элоиза (дом №9).

Как видите, не только в самом соборе Нотр Дам, но и вокруг него можно провести много насыщенных и познавательных часов, рассматривая окружающие его сооружения, изучая памятники старины и отдыхая в близлежащих скверах. Ну а если пройти чуть дальше, то перед Вами откроются и другие исторические и архитектурные сокровища острова Сите: часовня Сен-Шапель, Дворец Правосудия, замок Консьержери и другие интересные достопримечательности. Они входят в маршрут нашей , в которой Вас ждет много увлекательных историй и интересных рассказов.

Нотр Дам: практическая информация

Как добраться

Из отдаленных районов Парижа добраться до Собора Парижской Богоматери удобнее всего на метро – неподалеку от собора расположены станции Cite и Saint-Michel — Notre-Dame .

А из близлежащих районов (например, 1, 2, 5, 6 округов) вполне удобно дойти пешком. Остров Сите, на котором расположен собор Нотр Дам де Пари, соединяется как с правым, так и с левым берегами Сены старинными мостами.

Режим работы и стоимость

Собор открыт ежедневно в будние дни с 7.45 до 18.45, в сб. и вс. с 7.45 до 19.15.

Сокровищница собора Нотр Дам : пн.-пт. 9.30 – 18.00., сб. 9.30 – 18.30, вс. 13.30 – 18.30.

Нотр-Дам является действующим храмом с бесплатным входом. Но для посещения Сокровищницы придется купить билет (€ 4 полный, € 2 льготный).

Башни собора и смотровая площадка:

С 1 апреля по 30 сентября — 10.00 – 18.30.
С 1 июля по 31 августа — по пятницам и субботам работают до 23.00.
С 1 октября по 31 марта – 10.00 – 17.30.

За 45 минут до закрытия вход прекращается.

Стоимость подъема на башню: €10 (возможен общий билет с посещением Консьержери — €15). При этом вы должны быть готовы преодолеть 422 ступени, чтобы попасть на смотровую площадку с великолепной панорамой.

Невероятные факты

Начало строительства Собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари) началось около 850 лет назад в сердце тогда еще не такого большого Парижа.

Возвышаясь на высоту 69 метров, парижский собор Нотр-дам до сих пор остается одной из самых важных достопримечательностей французской столицы.

Ежегодно через его ворота проходят миллионы туристов, но лишь некоторые обращают внимание на детали.

Пожар в Нотр-даме

15 апреля 2019 года в соборе начался крупный пожар, в результате которого обвалился шпиль и дубовая комната. Пожар длился несколько часов, и потребовалась помощь больше 400 пожарных, чтобы обуздать пламя.

Однако Нотр-дам жив, а французское правительство уже планирует реконструкцию символа Франции.

Вот, несколько интересных фактов о Соборе Парижской богоматери, о которых вы, возможное, не знали.

Парижский собор Нотр-дам де Пари

1. Самый посещаемый памятник в Париже


Франция является одной из самых посещаемых стран в мире. Интересно, что самый посещаемый памятник - это не Эйфелева башня.

Если парижский Диснейленд считается самой популярной достопримечательностью во Франции, то собор Нотр-дам де Пари является самым посещаемым памятником в пределах Парижа.

Больше 13 миллионов посетителей проходят через главные ворота собора ежегодно. А это значит, что каждый день его посещает 35 тысяч людей. Во Франции в 99-ти процентах городов меньше населения, чем посетителей Нотр-дама.

2. Собор построен на священном месте

Собор Парижской Богоматери построен на острове Сите (Île de la Cité) в самом центре Парижа. Довольно сложно представить этот остров без собора Нотр-дам.

Готический шедевр стоит здесь с 12-го века. Однако остров Сите был здесь задолго до появления собора. После того, как римляне одержали победу над галлами в битве при Лютеции (52 до н. э.), на острове Сите был основан новый галло-римский город Лютеция.

С момента своего основания остров Сите был разделен на две части. Западная часть была посвящена делам города и здесь находился Дворец, где располагались правители во время посещения Лютеции. Восточная же часть была отведена для алтарей, где проходили богослужения, которые позже сменили католические церкви. Нотр-дам был позднее построен на останках этих церквей.

3. Все дороги ведут в Нотр-дам


Если вы бывали перед собором Нотр-дам, любовались его фасадами, но никогда не смотрели вниз, то вы упустили одну важную деталь, а именно официальный ориентир, представляющий Париж.

Из-за толп туристов, гуляющих вокруг Нотр-дама, многие упускают небольшой круглый знак с восьмиконечной бронзовой звездой.

Здесь находится французский "нулевой километр ", точка, откуда отсчитывается расстояние от Парижа до всех остальных городов во Франции.

Он был установлен в 1924 году, хотя его временно переносили в 1960-х годах во время раскопок для подземной парковки. Однако планы по ее строительству пришлось отменить, когда были подняты архитектурные останки, которые теперь хранятся в археологической крипте.

4. Колокола имеют собственную историю

Как и в других соборах, колокола Нотр-дама имеют свои названия. В Соборе Парижской Богоматери их называют Мари, Эммануэль, Габриэль, Анн-Женевьев, Дени, Марсель, Этьен, Бенуа-Жозеф, Морис и Жан-Мари .

Интересно, что колокола, которые сейчас слышны – это не те колокола, которые были установлены при завершении строительства собора 600 лет назад.

Дело в том, что после Французской революции в 1791 году большинство колоколов сняли и расплавили, чтобы сделать из них пушечные ядра.

Новые колокола были установлены только в середине 19-го века, но обновленные инструменты были не так тонко настроены, как старые версии и издавали более диссонирующие звуки во время звона.

Наконец, в 2013 году новый ансамбль колоколов воссоздал звучание 17-го века.

5. Химеры собора - не средневековое творение


Типичный элемент готического искусства химеры и гаргульи украшают многие станы Нотр-дама. Гаргульи – это полые статуи, расположенные в определенных местах, для отвода дождевого стока. Химеры же выполняют чисто декоративную роль.

На башнях Нотр-дама знаменитые химеры позволяют туристам сделать известные перспективные снимки с башенными химерами на переднем плане и Парижем на заднем фоне.

Люди часто думают, что химеры представляют средневековый стиль собора. Однако это совсем не так.

В первую очередь, почти все гаргульи были заменены со времен Средневековья. Более того, из-за своих функций многие не предназначены служить долгий срок, и их нужно заменять каждые 150 лет.

Большинство химер тоже заменили, а самую знаменитую в Галерее химер просто добавили во время реконструкции в середине 19-века.

6. Собор был спасен Квазимодо

После Французской революции, собор Парижской Богоматери был серьезно разрушен, включая статуи и колокола. В 19-м веке он был в довольно плачевном состоянии и практически канул в Лету, став религиозным местом хранения.

В 1804 году Наполеон короновал себя императором Франции в соборе, что вернуло интерес к этому месту.

В 1831 году знаменитое произведение Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери ", действие которого происходило в Париже 15-го века в одноименном соборе, принесло беспрецедентную славу давно забытой церкви.

7. Собор является местом обезглавливания


Во время революции люди были настолько возмущены монархией, что начали разрушать любые символы королевства на улицах Парижа.

Революционеры снесли головы 28 статуям в галерее на главном фасаде, приняв их за статуи французских королей. На самом деле, статуи представляли царей древней Иудеи.

У статуй до сих пор нет голов, но 21 из них была найдена во время работ в подвале Французского банка внешней торговли, а сейчас их можно найти в Музее Клюни.

8. На крыше собора расположен целый лес

Размер Нотр-дам де Пари составляет 127 метров в длину и 48 метров в ширину, а высота главного нефа - 43 метра под крышей.

При таких параметрах, удивительно, что конструкция крыши практически полностью была сделана из дерева 12-го века.

Деревянный каркас состоял из более чем 1300 деревьев, а на каждую балку ушло одно дерево. Конструкция крыши получила название "Лес" из-за ее огромных размеров.

9. В Соборе хранится терновый венец


В Нотр-даме хранятся бесценные реликвии, среди которых Терновый венец Иисуса Христа, часть Креста и гвоздь.

Если остальными сокровищами можно любоваться круглый год, то Святые реликвии можно увидеть только в первую пятницу каждого месяца во время богослужений, а также Великого поста и страстной пятницы.

10. Собор построен на основе золотого сечения

В архитектуре золотое сечение видно в любой форме, состоящей из квадрата и прямоугольника, чьи суммарные размеры составляют соотношение 1 к 1,61.

Такое соотношение считается формулой совершенства в искусстве.

В архитектуре многие известные и ценные здания построены на основе золотого сечения, например Парфенон в Греции или Тадж-Махал в Индии.

В Париже, на острове Сите, красуется величавый собор Нотр-Дам де Пари. Сложно найти человека, который бы не слышал о нем, а многие специально стремятся в Париж, чтобы взглянуть на него своими глазами. А привлекает он людей не только своей красотой и необычной архитектурой, но также и таинственностью. Немало тайн и легенд, сохранившихся с давних времен, связано с этим собором.

Говоря о Нотр-Дам де Пари, нельзя не вспомнить эту прекрасную музыку…

Раньше на месте этого собора стоял древнеримский храм бога Юпитера, с распространением христианства его сменила базилика Св. Стефана. Впоследствии на этом же месте были построены еще две церкви, от которых к XII веку почти ничего не осталось. Тогда-то и было решено возвести здесь новый храм, такой, чтобы по красоте и величию ему не было равных.

Строился этот собор без малого два столетия — с 1163 по 1345 год. За это время многое изменилось, конечно же, менялись и архитекторы, хотя известными остались имена лишь двух из них — Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Если в начале XII века в архитектуре Франции господствовал основательный и величественный романский стиль, то затем его сменила легкая, взлетающая ввысь готика. И это смешение стилей не только не изуродовало собор, а, наоборот, пошло ему на пользу.

Шли годы, cо временем собор начал потихоньку разрушаться, но никаких восстановительных работ не проводилось. Особенно досталось этой «твердыне мракобесия » во время Великой Французской Революции (1789-1799 гг). Витражи, шпиль на главной башне разрушили, колокола переплавили на пушки… У статуй иудейских царей, ошибочно приняв их за ненавистных королей, снесли головы. Собирались полностью уничтожить и собор, но, к счастью, не хватило взрывчатки. Тем не менее, Робеспьер объявил парижанам, что собор будет снесен. Или же для сохранения святыни горожане должны сделать солидные пожертвования на нужды революции. Жители согласились, и собор был спасен.

Но с восстановлением разрушенного собора долгое время затягивали, и он продолжал разрушаться. Лишь в 1831 году, когда вышел из печати роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», читательский интерес возродил и интерес к собору.

Кадры из фильма «Собор Парижской Богоматери», Джина Лоллобриджида – Эсмеральда, Энтони Куинн — Квазимодо

Было решено начать масштабные работы по восстановлению национального достояния. Руководить работами поручили архитектору Виолле-ле-Дюку, и он справился с задачей блестяще. Реставрация собора, после которой он и приобрел знакомый всем нам облик, продлилась двадцать лет.

На западном фасаде собора, считающимся главным, имеются три входных портала: Страшного суда, Мадонны с младенцем и святой Анны.

Над ними находится Галерея царей.

Считается, что здесь изображены правители Древней Иудеи, хотя по этому поводу до сих пор остаются вопросы.

Статуй царей в галерее — 28, а между тем иудейских царей насчитывается лишь 18. Откуда же взялось число 28 и что оно означает?

Украшением трех фасадов – главного и боковых — служат великолепные витражи — окна-розы.

Полюбоваться прекрасными витражами можно и внутри собора.

Входные ворота Нотр-Дама

Сохранилась удивительная легенда…
За работу по отделке главных входных дверей собора взялся талантливый кузнец Бискорне. Когда к нему пришли, чтобы узнать, как идет работа, кузнеца нашли лежащим без сознания. Но, тем не менее, ворота невероятной красоты с причудливым витым ажурным узором, были готовы. Но было совершенно непонятно, как он смог сотворить такое чудо. Пришедший в себя мастер был мрачным и неразговорчивым, никому ничего объяснять не стал. Когда ворота с замками установили на место, оказалось, что их невозможно открыть. И лишь окропив замки святой водой, служители смогли войти в храм. С гениальным мастером, столь искусно выполнившим свою работу, тоже случилось неладное – сначала он лишился дара речи, а затем и вовсе умер, унеся с собой секрет. До сих пор так и остается непонятным, как с весьма ограниченными возможностями, доступными в то время, можно было создать такой шедевр.

Колокола Нотр-Дама

Колокола, установленные на башнях собора, имеют не только разный вес и голос, у каждого из них есть свое имя. Самый большой колокол по имени Эммануэль весит целых тринадцать тонн, и раскачать его совсем не просто. По этой причине услышать его звон можно лишь в дни больших торжеств. Все остальные колокола звонят дважды в день – утром и вечером.
Многие считают, что горбун Квазимодо, звонарь собора Нотр-Дам, выдуман писателем. Однако, есть повод усомниться в этом.
В мемуарах одного из скульпторов, участвовавших в реставрации собора, написано, что ему доводилось встречать в соборе горбуна, который прятался от людей. Возможно, он попался на глаза и Виктору Гюго, который неоднократно бывал в соборе, собирая материал для романа.

Реставраторы проделали огромную работу, восстанавливая собор. Вместе с тем, Виолле-ле-Дюк посчитал возможным дополнить облик собора целым рядом новых элементов, которых изначально не было.

Апостолы

Работая над восстановлением скульптур апостолов у основания шпиля, архитектор заменил одну из них (апостола Фомы) на скульптуру, изображающую его самого.

И расположил ее иначе. Взгляды всех апостолов, как и положено, устремлены на город, только Фома повернулся в другую сторону и любуется своим творением. Этот апостол был выбран архитектором не случайно – Фома занимался строительством и знал плотницкое дело.

Горгульи и химеры

Cтоя возле собора и подняв голову кверху, можно разглядеть множество самых разных каменных чудовищ, торчащих из стен. Называются они горгульями и имеют вполне практическое предназначение — завершают снаружи желоба для стока воды.

Потоки воды из пасти горгулий извергаются далеко от стен собора. Это предохраняет стены и фундамент от излишнего увлажнения и разрушения.

Но почему именно эти довольно странные и неприятные существа «поселились» на стенах христианского собора? Дело в том, что раньше люди верили — отпугивать нечисть надо чем-то ей подобным.

Если горгульи существовали на стенах собора изначально, то другие, не менее странные существа, «поселились» у основания соборных башен по задумке Виолле-ле-Дюка уже позже. И называются эти гротескные, уродливые существа химерами. Эскизы химер рисовал сам Виолле-ле-Дюк. В отличие от горгулий, никакого практического предназначения у химер нет, они выполняют чисто декоративную функцию. Химеры очень органично вписались в архитектуру собора, да и c горгульями они сосуществуют прекрасно. Считается, что химеры наряду с горгульями тоже являются хранителями собора. Особой любовью пользуются химеры у туристов.

Самая известная химера называется Стрикс («ночная птица»). По преданию, эта полуженщина-полуптица по ночам летает в поисках младенцев, чьей кровью она и питается.

Собор был местом, где собирались не только праведные католики, но также алхимики и прочие маги. Не зря в галерее химер можно отыскать и статую Алхимика. Некоторые верят, что в стенах этого собора все-таки был открыт секрет философского камня, и он зашифрован в каменных узорах собора.

Пчелиные ульи Нотр-Дама

Еще одни необычные обитатели, помимо горгулий и химер, с недавних пор завелись в соборе – пять лет назад здесь стали разводить пчел, поддержав тем самым идею городского пчеловодства. С некоторых пор это стало очень модным в Париже, возможно, в связи с информацией о резком снижении численности пчел.

Сокровищница собора

С 1239 года здесь на постоянном хранении находится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа.

Этот венец проделал долгий путь из Иерусалима через Константинополь, прежде, чем оказался здесь.
Также в соборе хранится гвоздь, которым Иисуса Христа прибивали к кресту, и часть этого креста.